УФАС не увидело конкуренции на улицах
Комитет дорожного хозяйства Челябинска должен пересмотреть итоги конкурсов на 4,4 млрд рублей
Челябинское УФАС России предписало отменить итоги конкурсов на содержание улиц в пяти районах регионального центра с общей ценой контрактов 4,4 млрд руб. Комитет дорожного хозяйства должен заново рассмотреть поступившие заявки. Обоснованной была признана жалоба проигравшей компании «Союз Автодор». Представители организации указали на отсутствие конкуренции, поскольку нестоимостные показатели заявок участников оценивались исключительно по одному договору с наибольшей ценой. Эксперты считают, что подобные условия в конкурсе имеют дискриминационный характер и не исключают изменений среди победителей торгов.
Управление ФАС России по Челябинской области запретило комитету дорожного хозяйства Челябинска подписывать контракты с победителями открытых конкурсов на содержание улично-дорожной сети в пяти районах города в 2022–2025 годах. Такое решение принято в связи с выявлением в действиях конкурсной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе при рассмотрении заявок.
«Конкурсной комиссии надлежит отменить протоколы подведения итогов и вновь рассмотреть поступившие заявки»,— сообщает пресс-служба регионального антимонопольного ведомства. Речь идет о торгах по содержанию улиц в Курчатовском, Ленинском, Калининском, Тракторозаводском и Металлургическом районах. Общая начальная цена контрактов составила 4,4 млрд руб.
Нарушения были выявлены по результатам рассмотрения жалобы одного из участников всех пяти конкурсов — ООО «Союз Автодор» (Ивановская область). Ни в одном из них компания не победила. В пяти почти идентичных обращениях в антимонопольную службу представители организации указали на то, что конкурсная комиссия признала их заявки несоответствующими, незаконно отклонив банковскую гарантию для обеспечения заявок. Также «Союз Автодор» заявил о фактическом отсутствии конкуренции при проведении закупок. Так заказчик положил в основу определения нестоимостного показателя оценки заявки только один договор с наибольшей ценой.
«Условие об оценке нестоимостного показателя, исключительно и только по одному договору с наибольшей ценой, ограничивает права участников закупки в предоставлении договоров по их количеству или по совокупной цене нескольких договоров»,— говорится в жалобе. Представители компании подчеркнули, что «Союз Автодор» реально претендовал на заключение и исполнение контрактов. За последние пять лет подрядчик работал по 69 государственным и муниципальным контрактам на общую сумму 21,5 млрд руб.
По данным «СПАРК Интерфакс», ООО «Союз Автодор» было основано в 2009 году в Ивановской области. 100% уставного капитала компании принадлежит Александру Комкову. Организация занимается строительством и ремонтом дорог в Ивановской, Нижегородской, Челябинской и Курганской областях. В 2021 году выручка компании составила 10,4 млрд руб., чистая прибыль — 369 млн руб.
Получить комментарий в комитете дорожного хозяйства Челябинска по поводу пересмотра итогов конкурсов не удалось: представители администрации отвечают только на письменные запросы, на момент подготовки материала ответ не поступил.
Это не единственная жалоба на эти закупки. На прошлой неделе Челябинское УФАС признало необоснованными заявления от не участвовавшего ни в одном из этих конкурсов ООО «МД-Консалтинг» (Тольятти), разрешив продолжить процедуры в части подписания контрактов. Победителем торгов по Калининскому, Курчатовскому, Ленинскому и Тракторозаводскому районам стало АО «Ойкумена» (Москва). Общая сумма контрактов по ним составляет 3,6 млрд руб. В 2019 компания выиграла закупку на содержание региональных дорог Челябинской области до 2021 года стоимостью 15 млрд руб.
В торгах на содержание дорог в Металлургическом районе «Ойкумена» не участвовала, контракт стоимостью 759 млн руб. достался ООО «Строймеханизация» (Челябинск). Также «Ойкумену» признали победителем конкурса на уборку улиц в Советском районе с ценой контракта 1,3 млрд руб. Контракт на Центральный район (1,1 млрд) получила челябинская компания «Электрострой». На последние два конкурса от «Союз Автодора» жалобы не поступали.
Эксперты считают, что оценка заявок на основании одного контракта с наибольшей ценой имеет дискриминационный характер. «Компания с меньшим совокупным опытом, но с очень дорогим контрактом получает необоснованное преимущество перед компанией с большим количеством и объемом выполненных работ, но у которой в багаже нет сопоставимых по стоимости контрактов. Количество организаций, которые могут претендовать на заключение таких дорогих и сложных контрактов, связанных с дорогами, обычно невелико, и все претенденты известны. То, что заказчик положил в основу определения нестоимостного показателя оценки заявки один договор с наибольшей ценой, действительно в некоторых случаях может говорить о наличии дискриминирующих условий»,— говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По его словам, скорее всего заказчик исполнит предписание УФАС о пересмотре итогов конкурсов, теоретически не исключено, что состав победителей действительно изменится.