«Не понимаю, что нужно бизнесу»
В Воронеже нашли сложности в развитии государственно-частного партнерства
В реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) необходимо организовать центр, который бы в рамках «единого окна» со стороны властей сопровождал частные инициативы ГЧП. В этом сошлись предприниматели и чиновники в ходе обсуждения, организованного воронежскими бизнес-омбудсменом, центром «Мой бизнес», торгово-промышленной палатой и юридической компанией «Центральный округ». В остальном мнения участников разделились. Предприниматели отметили небольшое число проектов для малого и среднего бизнеса. Чиновники ждали развития ГЧП по передаче частникам социальных функций. Юристы напомнили о невозможности привлечь к ответственности органы власти за отказ от проектов.
На круглый стол «Актуальные вопросы ГЧП и проблемы реализации проектов ГЧП в ЦЧР» помимо воронежских чиновников и предпринимателей были приглашены столичные эксперты, а также представители Белгородской, Курской и Липецкой областей. Доехали до Воронежа только липчане, а московские юристы вышли на связь онлайн.
Старший партнер, руководитель практики ГЧП Versus legal Данил Подшивалов рассказал, что спустя 15 лет после начала реализации проектов ГЧП власти вернулись к созданию типовых решений в этой сфере: «Такая практика была в самом начале, потом решили, что без индивидуального изучения невозможно выявить все аспекты того или иного проекта, сейчас снова возвращаются к типовым решениям. Например, это происходит на уровне строительства школ по концессии».
При этом, отметил господин Подшивалов, главной сложностью по-прежнему является «необходимость разработки адаптивных модальных условий, которые бы учитывали все сценарии реализации проекта». «Сейчас эта проблема стоит наиболее остро. Мы существуем в условиях некоторой нестабильности, и гарантированно ожидать воплощения планов сложно: повышается процентная ставка на привлеченные средства, есть проблемы с поставкой оборудования»,— пояснил юрист. В то же время, по его словам, эти сложности можно решить, так как в отличие от госзаказа в рамках ГЧП стороны могут определить условия сотрудничества.
Включившаяся следом эксперт практики ГЧП и инфраструктурных проектов PwC Legal Анара Зильмухамедова отметила еще одну важную проблему — необходимость убедить чиновников в том, что реализация конкретного проекта в рамках той же концессии «актуальна и эффективна». Ее слова косвенно поддержала курирующая экономику вице-мэр Липецка Ирина Артемова: «Самостоятельно анализируя ситуацию, я не понимаю, что нужно бизнесу. Им, например, нужны объекты культурного наследия. Сейчас с этим классно работает Калуга, там отдают старинные объекты под разные проекты, это востребовано».
Пока же убедить власти в необходимости ГЧП удается не всегда. Соучредитель компании «Табачный ряд» Алексей Зюзин рассказал, что ему «на одном из последних утверждающих этапов» завернули проект по созданию детского оздоровительного патриотического лагеря: «Мы планировали за десять лет вложить около 150 млн руб. в обновление сейчас не работающего лагеря — отремонтировать старые корпуса, построить новые, возвести инфраструктуру, включая котельную. Проект прошел все предварительные согласования, но потом нам отказали без объяснения причин». По словам господина Зюзина, у него есть и другие проекты, но «осадок остался».
В связи с этим юристы отметили еще одну проблему — невозможность привлечения чиновников к ответственности за отказ от проектов. «Можно попробовать привлечь к ответственности за то, что власти не рассмотрели инициативу в установленные сроки. Но привлечь публичную сторону за понесенные во время разработки проекта убытки нельзя»,— рассказала Анара Зильмухамедова. Данил Подшивалов добавил, что судебная практика исходит из того, что обязать заключить контракт на предложенных инвестором условиях, даже если власти пропустили месячный срок на ответ по частной инициативе, нельзя. Кроме того, по его словам, сейчас участились случаи участия в конкурсах по ГЧП недобросовестных компаний, «которые массово подают заявки без намерений реализовать проект, но с какими-то своими целями».
Проблемы есть и у тех, кто стал концессионером. Топ-менеджер Единой процессинг-сервисной системы ЖКХ Воронежской области Юрий Шалимов, в прошлом работавший в «РВК-Воронеж» (компания с 2012 года является концессионером сетей водоснабжения и водоотведения), рассказал, что эта концессия является результатом «нескольких судебных разбирательств»: «Договор был заключен по итогам мирового соглашения. Даже имущество было оформлено через судебные процессы». Директор компании «Меридиан» Григорий Леденев, которая по концессии обновила подземный переход у цирка, отметил, что сложности вызывает налогообложение. По его словам, прибыль концессионер получает от сдачи в аренду торговых точек, и с этой прибыли платит НДС: «Однако большинство наших арендаторов НДС не платит, а мы в итоге переплачиваем 14%».
Многие говорили о том, что проекты ГЧП недоступны малому и среднему бизнесу, так как требуют серьезных инвестиций. Но даже при небольшом объеме вложений работать с инфраструктурой невыгодно, уверен предприниматель Александр Шкарин. Бизнесмен просчитывал возможность обновления котельной в поселке Орловка под Воронежем. По расчетам господина Шкарина, на модернизацию потребуется около 25 млн руб., а окупится она через 44 года: «Какой банк даст кредит?» «В теплоэнергетике принципиально не ведется статистический подсчет потерь, количества тепловой мощности и объема мощности, которая должна быть зарезервирована на пиковые нагрузки. Ряд мероприятий по модернизации проходит практически вслепую»,— заявил предприниматель.
Чиновники, в свою очередь, ждут малый бизнес в реализации других проектов. «Органам власти от ГЧП нужно другое. ГЧП — это важный инструмент инвестирования, но публичной стороне хотелось бы видеть еще и инструмент выполнения социальных функций. Хотелось бы, чтобы к тем, кто готов инвестировать, добавились те, кто умеет качественно оказывать такие функции»,— рассказал руководитель управления экономического развития Липецкой области Кирилл Дождиков. По его словам, люди «не всегда живут хорошо, потому что им что-то построили»: «Они живут хорошо оттого, что что-то грамотнее эксплуатируется». Господину Дождикову «хотелось бы» направить правовое регулирование сферы ГЧП в эту сторону.
Бизнесмены, чиновники и юристы сошлись на том, что в отрасли необходимо создать «единое окно», в рамках которого предпринимательские инициативы получали бы полное сопровождение. При этом к предложению бизнеса о детальной разработке проектов и расчетов окупаемости чиновники отнеслись скептически. «Разрабатывать бизнес-план вместо вас органы власти не должны. Это делается, чтобы исключить коррупционную составляющую»,— пояснил заместитель главы департамента промышленности и транспорта Воронежской области Николай Белов.