ФАС поработает на лекарства
Антимонопольщики разбираются с закупкой Нижегородской фармации на 4,2 млрд рублей
ООО «Просперити» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу на торги госпредприятия «Нижегородская областная фармация», монопольного поставщика лекарств в региональные больницы. Компания оспаривает рамочные тендеры для аптечной сети фармации, когда количество товара и цены определяются допсоглашениями. По мнению жалобщиков, такие закупки влекут удорожание лекарств и сокращают отчисления госпредприятия в областной бюджет. Ответчики настаивают, что покупать впрок им невыгодно, а цены поставок минимальные. Они ссылаются на прошлогодние решения судов по аналогичному спору, которые формально выиграли из-за неявки представителей ФАС.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы 2 июня начала разбирательство по жалобе ООО «Просперити» на крупный тендер госпредприятия «Нижегородская областная фармация» (НОФ). Закупку препаратов и медицинских изделий на 4,2 млрд руб. для собственной сети «Госаптека» определенный правительством региона монопольный поставщик лекарств объявил в середине мая.
Победители торгов будут поставлять товары с 1 июля 2022 по 30 июня 2023 года, итоги аукционов подведут на следующей неделе. С поставщиками заключат рамочные договоры, в которых не указаны точное количество товара, его характеристики и цена.
Эти условия определяются допсоглашениями к договорам поставки. По мнению представителя ООО «Просперити» эксперта по закупкам Александра Кулакова, подобная схема противоречит нормам 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в рамках которого НОФ проводит торги. На заседании комиссии со ссылкой на решение Минфина РФ он подчеркнул, что закон требует от заказчика конкретики: заключение рамочного договора так, как он прописан в Гражданском кодексе, не соответствует закону о закупках. В итоге цены на лекарства по таким закупкам фактически формируют заказчик и поставщик.
Заявитель полагает, что в 99% случаев стоимость лекарств в аптеках окажется завышенной в два-три раза. При этом власти и регуляторы никак не могут повлиять на конечную стоимость препаратов, считает автор жалобы.
«В сегодняшней рыночной ситуации мы должны четко понимать, что граждане не должны страдать от такого формирования цен на лекарства: покупатели ориентируются на рыночные цены, а не на завышенные. Поэтому необходимо в будущем проконтролировать установление цен на лекарства в Нижегородской области»,— мотивировал доводы жалобы Александр Кулаков.
Он напомнил, что правительство региона наделило НОФ полномочиями заключать прямые договоры с поставщиками. И поскольку правительство как соучредитель получает половину выручки НОФ в виде отчислений в бюджет, цены на лекарства выше рыночной могут сократить доходы казны от деятельности госпредприятия, полагает представитель ООО «Просперити».
Юрист НОФ Владимир Бандаков возражал против доводов оппонента. По его словам, «можно долго рассуждать о социальной значимости», однако заявитель не вправе оспаривать закупки госпредприятия как неучастник торгов. Члены комиссии ФАС его прервали, убедив в обратном.
Тогда господин Бандаков указал, что выводы Минфина, на которые ссылается жалобщик, носят лишь информативный характер и необязательны к исполнению. Он объяснил, что, в соответствии с Гражданским кодексом, НОФ руководствуется собственным положением о закупках, которое предусматривает как конкурентные, так и неконкурентные торги.
«Положение допускает заключение рамочных договоров. Это открытая неконкурентная процедура, по итогам которой можно определить несколько победителей, предложивших наилучшие условия исполнения договора и заявки которых соответствуют извещению о закупке»,— доказывал юрист.
По его словам, из-за широкой товарной номенклатуры определить конкретное количество лекарств или потребности покупателей в рамках закупки невозможно. Поэтому расчеты ведутся ежедневно исходя из потребностей аптечной сети, а поставки разделят восемь победителей торгов. «У нас уже пришло 10 заявок, что говорит о конкурентности торгов. Заказчик в первую очередь обращается к поставщикам, у которых наиболее низкая цена»,— подчеркнул юрист.
На возражение Александра Кулакова о том, что в других регионах, где нет монополий подобных НОФ, а лекарства закупают планово небольшими объемами, представитель ответчика заявил, что предприятию это невыгодно.
Выслушав доводы сторон, комиссия ФАС отложила разбирательство на 6 июня. Годом ранее регулятор уже разбирался с аналогичной жалобой и признал НОФ нарушившей законодательство о закупках. Ведомство предписало фармации аннулировать тендер на 7,3 млрд руб. Ответчики обжаловали это решение и одержали формальную победу, поскольку представители ФАС на заседание не явились и свои доводы не представили.
В результате арбитраж вынес решение в пользу НОФ, и оно устояло в апелляции и кассации. Несмотря на усилия ФАС, добиться отмены решений не удалось, и теперь этими судебными актами НОФ апеллирует в очередном антимонопольном процессе.