Робот проверяет благонадежность
Подбор высококвалифицированных сотрудников отдан машине
Ученые Национального центра когнитивных разработок Университета ИТМО (НЦКР) — центра компетенций НТИ — создали сервис для поиска высококвалифицированных специалистов Exclusive. О работе сервиса «Ъ-Науке» рассказал Олег Басов, руководитель лаборатории «Когнитивная невербалика» в Национальном центре когнитивных разработок Университета ИТМО.
— Как работает алгоритм поиска подходящего сотрудника?
— Система производит поиск кандидатов по параметрам, заданным пользователем. Поисковый запрос может включать в себя название должности, профессии, роли, требуемые компетенции или ключевые слова, характеризующие интересующую предметную область. По расширенному запросу происходит поиск авторов и артефактов — результатов творческой деятельности человека; анализируются количественные и наукометрические показатели с баз данных Scopus, eLibrary, ФИПС, РНФ, РФФИ, Роспатент.
Для найденных кандидатов строится граф соавторства, выделяются 50 наиболее релевантных из них. После этого анализируются открытые данные в социальных сетях и на различных сайтах, в том числе на страницах вузов, научных журналов и блогов на «Хабр». В результате профили искомых сотрудников дополняются и формируется список потенциальных кандидатов.
Важно отметить, что помимо предоставления профессиональных данных о кандидате система рассчитывает и показывает результаты анализа благонадежности специалиста, что влияет на их рейтингование: приоритет отдается тем, у кого выше показатель благонадежности.
Благодаря комплексному анализу цифрового следа и оценке достоверности данных, сервис позволяет найти специалиста, даже если он не выкладывал резюме и не заявлял о своей готовности сменить работу.
— На основании чего алгоритм составляет вопросы для интервью?
— В системе заложено 28 стандартных вопросов на русском и английском языках. Но каждый раз во время интервью этот список актуализируется с учетом уже собранной в открытых источниках информации о кандидате. Если Exclusive не смог найти какие-то данные, он предложит интервьюеру спросить человека об этом лично, чтобы дополнить цифровой профиль специалиста.
Сервис также предлагает вопросы, которые необходимо задать для оценки благонадежности кандидата. При необходимости список вопросов редактируется и во время самого собеседования: если Exclusive посчитал, что в предыдущих ответах была велика вероятность лжи, он предложит дополнительно обсудить соответствующие моменты.
При этом за пользователем сервиса остается безусловное право редактировать список предложенных вопросов: удалять, изменять и добавлять.
— Насколько надежен такой подбор персонала?
— На данный момент завершен первый этап тестирования. Технология проверялась нашими коллегами из РАНХиГС, а также с различных факультетов Университета ИТМО. Сейчас мы анализируем результаты и продолжаем совершенствовать Exclusive, но уже можно с уверенностью сказать, что сервис достаточно надежен и обладает рядом уникальных особенностей.
Благодаря своей «объективности» и «дальновидности» (умению собирать разнообразную информацию из различных открытых источников, сопоставлять данные, оценивать благонадежность кандидатов и пр.), Exclusive позволяет пользователям в максимально короткие сроки отыскивать кандидатов с уникальным набором характеристик. Во время тестирования мы не один раз убедились, что есть такие комбинации запрашиваемых навыков, с которыми популярные и широко известные на сегодняшний день сервисы по поиску сотрудников просто не справляются. Например, психолога—дата-сайентиста оперативно удалось отыскать только с помощью нашего Exclusive.
Проверка технологии продолжается. Сейчас мы собираем заявки на бесплатное тестирование Exclusive сторонними компаниями и коллективами (actcognitive.org/proekty/exclusive). На данном этапе будет также проведен тщательный анализ надежности сервиса, по результатам которого он будет доработан и усовершенствован.
— Можно ли «обмануть» систему?
— Теоретически обмануть можно кого угодно, но это не так легко, как может показаться. Для этого придется на протяжении нескольких лет формировать цифровой профиль кандидата в сети Интернет (в соцсетях, на сайтах вузов и пр.), публиковать научные статьи, имитировать участие в конференциях и различных научных мероприятиях… И даже тогда велика вероятность, что на этапе собеседования встроенный в сервис «Цифровой профайлер» (дополнительная технология, позволяющая оценивать истинность ответов во время видеоконференций) «распознает» ложь и признает кандидата неблагонадежным.
К слову, нам показалось, что тестирование сервиса необязательно должно проходить в сухом, академическом формате, поэтому в рамках проверки «Цифрового профайлера» мы адаптировали «Верю-не-верю» и запустили игру «Кому ты врешь!». Пока что прошли два пилотных мероприятия с участием студентов ИТМО, но зато мы отточили формат и подготовились к целой серии игр. Потестируем технологию еще немного и подумаем о том, чтобы вызвать на «батл» мастеров блефа.
— Есть ли похожие технологии в России или за рубежом?
— Нет. И в России, и за рубежом существует огромное число сервисов, осуществляющих поиск и подбор сотрудников различных профессий, но ни один из них не позволяет подбирать уникальных, междисциплинарных специалистов. Для большинства цифровых аналогов кадровых агентств поиск начинается с того, что потенциальный кандидат заявляет о своей готовности сменить работу — выкладывает резюме. Специалисты, не находящиеся в активном поиске, оказываются для них в «слепой зоне».
Существуют в мире и разработки, направленные на сбор информации о человеке, а также решения, позволяющие осуществлять онлайн-интервью, однако и у них пока не обеспечены интеллектуальная автоматическая генерация вопросов для онлайн-собеседования, определение истинности ответов и оценка благонадежности кандидата по нескольким показателям. Все это уникальные характеристики нашего сервиса, не имеющие аналогов.
— На ваш взгляд, как эта технология будет развиваться в дальнейшем?
— Этап цифровизации остался для рынка подбора персонала в далеком прошлом, мы давно перешли от оцифровки стандартных процессов к цифровой трансформации всей области. Существенно ускорила процесс перехода трехлетняя пандемия. Сегодня не столь интересны сервисы, способные просто ускорить работу HR-специалистов или сделать ее немного удобнее. Будущее за технологиями, способными кардинально изменить или усовершенствовать рынок труда в целом. Нам кажется, что Exclusive — одна из них. Сейчас трудно сказать, как сложится его судьба: вырастет ли он в популярное самостоятельное онлайн-решение или нам удастся интегрировать его в сервис какого-нибудь крупного игрока на HR-рынке… Сегодня мы сосредоточены на том, чтобы максимально отточить и усовершенствовать технологию, чтобы ничто не ограничивало ее развитие и популяризацию в будущем.