H&M раздевают
В чем суть претензий парка «Остров мечты» к ритейлеру
Суд арестовал больше 0,5 млрд руб. на счетах российского подразделения H&M. Заморозка средств стала обеспечительной мерой в рамках решения по иску парка развлечений «Остров мечты» против ритейлера. В начале марта сеть приостановила работу своих магазинов, в том числе на территории комплекса. Суд посчитал, что это привело к «безосновательному обогащению» владельца бренда одежды. Собеседники “Ъ FM” опасаются, что такое решение может окончательно похоронить инвестиционную привлекательность России для иностранных игроков. Тему продолжит Лилия Галявиева.
Магазин H&M работал в «Острове мечты» с момента открытия парка и выступал одним из якорных арендаторов. Ритейлер занимает две с лишним тысячи квадратных метров — сопоставимые площади, судя по карте центра развлечений, только у «Детского мира». Через неделю после того, как Россия начала боевые действия на Украине, магазин закрыл свои двери для посетителей, продолжая при этом занимать арендуемое пространство: нераспроданные коллекции, техника и вывески остались на месте. Владельца парка такое положение дел не устроило, и он обратился в суд с требованием разорвать контракт между сторонами и обязать ритейлера выплатить компенсацию в 537 млн руб.
Откуда взялась такая сумма? Своим предположением на этот счет с “Ъ FM” поделился управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин: «Например, в условиях договора была заложена некая формула расчета стоимости аренды, которая зависит от наполняемости торгового центра. В дальнейшем она платилась не полностью или вообще не платилась. Соответственно, из-за того, что досрочно прекращены отношения, у арендодателя нет возможности получить эти средства даже в обозримом будущем».
В «Острове мечты» оказались не готовы поделиться с “Ъ FM” развернутым комментарием по этому делу. Представители парка развлечений лишь отметили, что, по их мнению, H&M нарушил договор, и это привело к убыткам арендодателя. Ритейлер в свою очередь заявил “Ъ FM”, что это «Остров мечты» не исполнил контрактные обязательства, что дало бренду право не платить аренду. Теперь H&M будет обжаловать решение суда. Но даже если эта попытка окажется неудачной, выплатить полумиллиардный штраф компания в состоянии, говорит партнер консалтинговой группы GRM Сергей Новиков: «На конец 2021 года на расчетных счетах компании скопилось порядка 13 млрд руб. Чистая прибыль за 2020 год составила 6,9 млрд руб., то есть в принципе даже взыскание позиций компании H&M в России сильно не подорвет».
На обжалование вердикта у H&M есть месяц. После вступления решения в законную силу компания должна будет не только выплатить 0,5 млрд руб. компенсации, но и освободить торговые площади в парке развлечений в пятидневный срок. За каждые сутки просрочки — еще по 1 млн руб. В картотеке арбитражных дел регулярно появляются новые иски к западным компаниям, чья работа временно на стопе. Захотят ли после этого H&M и другие бренды оставаться в России — большой вопрос, говорит глава комитета по правозащите партии «Новые люди» Александр Хуруджи: «Все, кто не хотел закрывать, но под давлением своих головных офисов сделал это, получили четкий сигнал. Они передадут это решение с юридическими справками в головные конторы.
Это может стать поворотным для принятия решений многими компаниями, которые находятся в подвешенном состоянии».
Российские власти, впрочем, большой проблемой это не считают — все ждут прихода бизнеса из дружественных азиатских стран. Но на фоне последних новостей от планов на экспансию могут отказаться и они, продолжает Александр Хуруджи: «Где гарантии, что политики наверху вдруг не решат поддержать одну из стран или вмешаться в конфликт? Где гарантии, что их инвестиции окажутся в аналогичном положении уже завтра?»
Но и такая перспектива представителей российской власти не пугает. Эту мысль озвучил еще спикер Госдумы Вячеслав Володин, предлагавший заменить McDonald’s сетью «У дяди Вани». Отчасти это так, но с поиском новых арендаторов на большие площади, как в ситуации с «Островом мечты» и H&M, могут быть проблемы, объясняет Сергей Новиков из GRM: «На место H&M хорошо встала бы Gloria Jeans, по концепции парка развлечений хорошо ложится "Леонардо" — сеть магазинов хобби и рукоделия. Не представлены сети "Твое", Zolla. То есть определенный запас потенциальных клиентов есть. Момент заключается в том, что все эти компании в последнее время очень сильно демпингуют с точки зрения снижения арендной платы. На сколько смогут договориться стороны, это очень большой вопрос».
Посещаемость торговых центров между тем падает: за последние два месяца игроки рынка потеряли 15% аудитории. И в силах ли локальный бизнес откатить этот процесс, вопрос риторический.