Бизнес выбирает курсы
Насколько перспективно открывать онлайн-школу
Онлайн-образование впервые обошло классическое. Россияне в прошлом году потратили на курсы в интернете больше, чем на очное обучение. За такие программы граждане заплатили 226 млрд руб., а за офлайн — менее 215 млрд руб., выяснили аналитики «Нетологии» и Data Insight. Стоит ли на этом фоне вкладываться в образовательный проект? И каким он должен быть? Об этом — Григорий Колганов.
IT и подготовка к ЕГЭ, по словам собеседников “Ъ FM”, — самые популярные курсы в России. Также спросом пользуются уроки по маркетингу, иностранным языкам и психологии. Впрочем, при выборе любого направления для разработки программы стоит в первую очередь продумать структуру, делится опытом генеральный директор проекта «Лекториум» Яков Сомов. А начать, по его мнению, стоит с краткосрочного курса:
«Я бы рекомендовал делать ставку на какие-то очень короткие форматы, недорогие, чтобы можно было быстро проверить гипотезу, чтобы вы могли окупиться за полгода-год. Есть направление, которое почему-то незаслуженно забыто — это средняя школа, 5-9 класс, когда дети, по сути, занимаются ранней профориентацией. Оно всегда будет в выигрыше. Либо очень внимательное отношение к содержанию, к примеру, тренажеры или какие-то интерактивы. Либо вы делаете ставку на автора, то есть создаете авторский курс. Мы выбираем именно этот путь».
Объем вложений в образовательный проект зависит, пожалуй, лишь от фантазии: учитывать нужно площадь помещения, уровень педагогов, качество съемки и еще много других факторов. Но в среднем, если речь идет об очной школе дополнительного образования, на открытие придется потратить не менее 500 тыс. руб., говорит директор школы Star Talk Екатерина Белятинская: «От 0,5 млн руб. до 2 млн руб. — примерно такой разбег в зависимости от того, какое помещение вы хотите снимать. Естественно, основные строки расходов при офлайн-обучении — аренда, преподаватели, административный персонал.
В онлайне затраты меньше, поскольку как минимум не нужно платить за аренду, вкладываться в мебель, оборудование, ремонт».
Образовательные проекты, по словам игроков рынка, отличаются быстрой окупаемостью. Даже в непростые времена офлайн-школа принесет доход через полгода-год. Онлайн-курс мог бы стать прибыльным буквально сразу после запуска. Но военные действия на Украине несколько усложнили этот процесс, рассказал основатель образовательной платформы Core Антон Сажин:
«Все онлайн-школы столкнулись с проблемой привлечения трафика. Раньше у нас он был из Instagram, Facebook (владеющая ими Meta признана в России экстремистской и запрещена), YouTube. Это были очень понятные инструменты — многие школы акцентировались именно на Instagram-аккаунтах. Наши охваты упали минимум в два раза, и вот основная сложность — где найти трафик, особенно на старте, если у тебя нет серьезного бренда».
Открыть именно онлайн-школу советовали и аналитики ЮKassa. Это направление бизнеса вошло в топ самых перспективных в исследовании сервиса. В первую очередь из-за скромного бюджета. Однако на запуск крупной интернет-школы, которая могла бы занять лидирующие позиции на рынке, потребуется минимум несколько миллионов, говорит управляющий партнер платформы Skyeng Александр Ларьяновский:
«Государство считает образование своей вотчиной и очень неохотно туда кого-то пускает.
Я думаю, что оно будет наращивать свое присутствие во всем. Для частного бизнеса останется немного пространства для маневра, и будет герметизация всего, что касается входа. Ужесточение каких-то правил работы частного образовательного бизнеса. Если вы хотите десятки тысяч учеников, то бюджет будет начинаться, наверное, где-то от 30-40 млн руб.»
И все же в первую очередь игроки рынка советуют обратить внимание на те направления, которые раньше развивала крупная международная платформа Coursera. В марте она приостановила деятельность в стране. А вот вузы по-прежнему нуждаются в подобных программах.