Обновлено 14:51

«В шедеврах мировой литературы ищу ответы на многие современные вопросы»

Юрий Вяземский, Варвара Шмыкова, Игорь Юргенс и другие о книгах, которые читают в последнее время

За последние два месяца спрос на художественную литературу в России вырос, а продажи книг о бизнесе, инвестициях и саморазвитии упали. «Ъ» попросил предпринимателей, деятелей культуры и спорта рассказать, что они читают и почему.

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков:

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

— Недавно прочел «Истребитель» Дмитрия Быкова и «Авиатор» Евгения Водолазкина. Меня обе вещи поразили сходством тематики и где-то — анализа исторической эпохи.

По части изменения предпочтений читающей публики вижу, как народ уходит от тяжелой повседневности в более отвлеченные темы.


Тутта Ларсен, телеведущая:

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

— Я довольно всеядна в том, что касается литературы. Как правило, читаю каждый день одновременно несколько книг. Недавно я взахлеб проглотила два романа Андрея Рубанова: «Финист — Ясный сокол» и «Человек из красного дерева». Еще из русских современных классиков я обожаю Владимира Шарова, его роман «Репетиции».

Постоянно скачу между жанрами. Не так давно я читала сагу Джаспера Ффорде «Четверг Нонетот», но после нескольких частей устала от фэнтези, даже такого остроумного и интеллектуального, и захотелось почитать что-то нехудожественное. Выбрала «Почему Бог выбрал эту обезьяну» Антония Лакирева, священника и биолога.

Потом в связи с событиями в мире я принялась за книжку Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Она оказалась для меня непростой. Часть ее я прочла, постоянно залезая в какие-то перекрестные ссылки, и отложила.


Евгения Медведева, фигуристка, двукратная чемпионка мира:

Фото: Валентина Певцова, Коммерсантъ

— Одна из книг, которую я недавно прочитала,— это «Мастер и Маргарита», наверстываю школьную программу. Сейчас читаю больше классической литературы — Лермонтова, Пушкина, Ремарка.

Последняя книга, которая переворачивает сознание и дает понимание, что человек может выдержать многое, но какой ценой,— «Выбор» Эдит Евы Эгер, автобиография женщины, которая выжила в Аушвице.


Варвара Шмыкова, актриса:

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

— Я сейчас поехала в Питер и читала в Сапсане «Рану» Оксаны Васякиной. Забавное совпадение, что мы с автором лет десять назад жили вместе в одной квартире. Спустя какое-то время в спектакле я даже читала ее стихи. Это чтение стало для меня очень личным, кажется, что это пишет какая-то родня. Это история о смерти мамы Оксаны, о том, как она ее кремировала и везла из Волгограда под Сибирь, параллельно внутри собраны теплые поэтичные воспоминания и описаны отношения мамы и дочки. Кажется, это не про смерть, а, наоборот, про жизнь.

Я очень заморачиваюсь по художественной литературе, но заметила, что многие друзья перестали читать классику и больше сфокусированы на научпопе, например про строение мира, биологию, ботанику.


Александр Шпрыгин, президент Всероссийского объединения болельщиков:

Фото: Александр Вайнштейн, Коммерсантъ

— Читаю Библию и Уголовно-процессуальный кодекс с комментариями. Я нахожу там вещи, которые мне пригодятся и для общего развития, и в реальной жизни.


Наталья О`Шей, певица, создатель и лидер фолк-группы «Мельница»:

Фото: Мария Старикова, Коммерсантъ

— Только что закончила читать новую книгу Виктории Шваб «Галлант». Это совершенно чудесная готическая сказка, обладающая, казалось бы, всеми классическими топосами британской литературы: сиротка, заброшенное поместье, частная школа и прочие пироги, но с современным твистом и очень красивым языком. На мой взгляд, это тот случай, когда автор и переводчик Николенко нашли друг друга.


Юрий Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО, автор и ведущий передачи «Умники и умницы»:

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

— По роду деятельности я читаю много, в последнее время — «Белую гвардию», чрезвычайно актуальный сейчас роман. Есть также великие эпохальные романы, которые я перечитываю каждые пять лет: «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Дон Кихот», много Шекспира, Гете, главное — «Фауст», ну и древних греков очень люблю и периодически перечитываю.

Я в шедеврах мировой литературы ищу ответы на многие современные вопросы и с каждым периодом своей жизни открываю все новые и новые вещи. Из современной литературы мало чего читаю, есть один писатель, которого я уважаю, Евгений Водолазкин, особенно люблю его роман «Лавр».


Ольга Ускова, президент группы компаний Cognitive Technologies:

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

— Я очень много читаю, сама удивляюсь, как в детстве. Пелевин мне очень интересен. Это попытка честного анализа и осмысления современности. Сорокин. Некоторые его произведения просто гениальны. Рекомендую прочесть «Метель». Очень хорошо читается Курт Воннегут. «Колыбель для кошки» можно растаскивать на цитаты. «Белая гвардия» — крайне актуально, читала параллельно с новостями.

Вдруг решила перечитать «Войну и мир» в части войны. Раньше я эти страницы пролистывала, в школе нас этим отравили. А тут я полезла в исторические документы проверять, насколько Толстой был прав в подаче. И поняла, что он абсолютно историчен.

Ну и Макс Фриш «Назову себя Гантенбайн». Современных авторов надо обязательно читать и относиться к этому как к работе. Писатель — он честнее любого историка. Документы исторические могут исчезать, подтасовываться, а писатель дает четкую картину того периода, который он описывает.


Виталий Андреев, актер театра, кино и сериалов, блогер:

Фото: страница Виталия Андреева в соцсети

— В перерывах между работой прямо в телефоне еще раз перечитал первый в истории литературы психологический детектив — «Преступление и наказание» Достоевского. И в целом сейчас время для классики, которую очень люблю. Особенно нравится перечитывать «Войну и мир», «Мартина Идена» и «Американскую трагедию».


Елизавета Дружинина, хореограф, руководитель школы танцев «Свободная пластика»:

Фото: Личный архив Елизаветы Дружининой

— В самолет я беру Кастанеду в переводе Максимова. Ученик мне подарил Минделла «Квантовый ум»… Еще Ремарк, Фромм и много чего по психологии. В школе я много читала — Гоголя, Достоевского, Булгакова… Думаете, я что-то помню? Увы.

Потом начала читать всякую психологию и научпоп — если мучиться, так с пользой! Спустя много лет я поняла, что мое чтение, кроме набора новых сложных слов в лексикон, ничего мне не принесло. А главное, я не заговорила со своими родителями на одном языке, не включилась в их систему координат. А для чего тогда вся эта «психология» нужна? Я хочу прочитать те книги, которые открыли моим родителям какое-то понимание жизни.

Группа «Прямая речь»

Вся лента