В поисках дорог
Кто мог бы выполнить стоящие перед государством инфраструктурные задачи
Последние несколько недель новостные ленты в российских регионах пестрят заголовками о том, что власти субъектов начинают масштабную помощь разрушенным в результате боевых действий территориям Донбасса. Уже известно, что Орловская область решила помочь ЛНР с восстановлением дорог, Алтайский край начнет восстанавливать инфраструктуру Славяносербского района ЛНР, Пензенская область отправила на Донбасс краны, экскаваторы и бульдозеры для восстановления мостов и автомобильных дорог.
Дороги на Донбасс
«Сейчас президентом принято решение, что российские регионы возьмут шефство над районами, муниципалитетами Донецкой и Луганской народных республик», — сказал первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко во время марафона «Новые горизонты». Эту информацию подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, подчеркнув, что «регионы по своему усмотрению сами самостоятельно могут брать в подшефные себе другие регионы, в том числе и регионы Донбасса».
Говоря на эту же тему, заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, отметил, что российские строители активно приступают к работе на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
«Сегодня перед нами стоит задача максимально оперативно развернуть работы для помощи ДНР и ЛНР. Буквально в ежедневном режиме мы видим, что из многих регионов страны отправляются колонны техники для помощи в восстановлении поврежденного жилья, дорог и инфраструктуры республик. Всего там уже работает порядка тысячи российских строителей и 250 единиц техники. Объем работ, который предстоит провести в республиках, существенный, и мы будем увеличивать количество людей, которые там работают», — сообщил Марат Хуснуллин.
О том, что Российская Федерация займется восстановлением территорий Донбасса, стало понятно еще в феврале, даже до начала специальной военной операции. За восемь лет боевых действий в ЛНР и ДНР были серьезно повреждены дома, объекты социальной сферы, мосты и дороги. А подписанные Россией и донецкими республиками договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи делают невозможными равнодушное отношение к проблемам пострадавших регионов.
Сколько на это нужно средств, пока неизвестно, очевидно лишь одно — финансирование должно быть колоссальным. В феврале этого года первый заместитель главы бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин объявил, что «исходя из потребностей в восстановлении инфраструктуры ДНР и ЛНР, ежегодно потребуется около полтриллиона рублей в течение трех лет». Не исключено, что средств потребуется намного, возможно в разы больше, а одним из ключевых направлений восстановления разрушенной инфраструктуры станет дорожное строительство.
Президентский план
Дороги остаются крайне актуальной темой и внутри России. В первых числах июня Владимир Путин поручил правительству РФ утвердить план дорожного строительства на территории страны. На это государство готово потратить огромные средства — порядка 13,2 трлн руб., из которых 5,4 трлн руб. выделит федеральный дорожный фонд, 2 трлн — региональные, еще 436 млрд — это деньги фонда национального благосостояния.
Президент отметил, что перед страной стоит масштабная или, как он сам выразился, «национальная» цель: через восемь лет, в 2030 году, доля дорожной сети в нормативном состоянии в крупнейших городских агломерациях должна составлять не менее 85 процентов. «Считаю, что с учетом набранной динамики дорожного строительства, задач сбалансированного развития всей территории страны мы можем и должны поставить более амбициозную задачу: за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85 процентов всей, подчеркну, всей опорной сети автодорог страны. Возможности, ресурсы для этого у нас есть», — заявил глава государства.
По его словам, согласно плану строительства дорог, подрядчики получат долгосрочные заказы, что позволит им более четко планировать свою деятельность, а значит снизить стоимость работ. «Во-вторых, наша промышленность получит гарантированный спрос на технику и строительные материалы, что называется, вдолгую. Появится возможность инвестировать в новые производства и расширять, модернизировать линейку выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места», — объявил членам правительства Владимир Путин.
С новыми силами
И вот, когда перед государством стоят такие масштабные планы, возникает закономерный вопрос: кто именно будет их реализовывать. При том, что в стране тяжелейшая экономическая ситуация, отношение к предприятиям, способным это сделать, должно быть максимально бережным. Предприятия, обладающие мощной производственной базой, сложившимися коллективами профессиональных сотрудников и, что немаловажно, репутацией, нужно сохранить. И этому не должны помешать временные трудности, с которыми сейчас сталкивается практически каждая отрасль экономики.
Государство это понимает, и с 1 апреля 2022 года правительство России ввело мораторий на банкротства на шесть месяцев. Для многих предприятий строительной отрасли решение стало настоящим спасательным кругом, ведь еще свежо в памяти произошедшее с омским НПО «Мостовик». Одна из крупнейших в стране компаний, занимавшаяся возведением объектов дорожной инфраструктуры, с годовым оборотом 43 млрд руб. (2013 год) и 17 тысячами сотрудников, перестала существовать ровно за четыре года. Заявление о банкротстве было подано в январе 2015 года и в январе же 2019 было завершено конкурсное производство.
На этом фоне саратовское АО «Волгомост» проявляет чудеса героизма — банкротное дело, открытое по заявлению ООО «Сплав» в 2015 году из-за мизерного в масштабах деятельности «Волгомоста» долга в 15 млн руб., продолжается более семи лет и как никогда близко к благополучному для последнего разрешению проблемы — мировому соглашению.
Говоря о глобальных проектах и задачах, стоящих перед государством, мы в первую очередь вспоминаем «Волгомост». Во-первых, потому, что это крупная компания с многолетним опытом строительства инфраструктурных объектов по всей стране и многомиллиардным пакетом государственных заказов, каждый из которых выполнен на высоком качественном уровне с соблюдением всех сроков. Волгомост строил дороги и мосты в Саратове, Казани, Самаре, Астрахани, Сочи и других городах страны. Сейчас предприятие, несмотря на судебные споры относительно возможного банкротства, продолжает исполнять свои обязательства. Впервые за несколько лет «Волгомост», действительно переживавший тяжелый кризис, получил прибыль по итогам года. Как мы видим из финансовой отчетности, «Волгомост» не просто выжил в смертельных почти для любого предприятия строительной отрасли условиях, но и нашел в себе силы для восстановления.
Под руководством председателя Арбитражного суда Саратовской области Алексея Горябина судебный состав в лице Елены Шкуновой демонстрирует взвешенный подход к вопросу введения конкурсного производства с учетом мнения трудового коллектива. Суд даже ввел новый стандарт доказывания — экспертизу. Причем это поддержали все вышестоящие инстанции. Благодаря такой грамотной позиции суда предприятие имеет реальный шанс восстановиться и сохранить рабочие места.
Естественно, все это воодушевляет и ту часть трудового коллектива, которая выдержала все испытания вместе с предприятием, и новых сотрудников, которых сейчас активно нанимает «Волгомост», создавая высокотехнологичные рабочие места.
В компании рассказывают, что, понимая востребованность предприятия на стройках национального значения, руководство «Волгомоста» ведет переговоры с крупными инвесторами и кредиторами для утверждения мирового соглашения, чтобы компания как можно скорее вышла из процедуры банкротства и приступила к выполнению задач, стоящих перед государством.
Но в судах выясняется, что еще существуют «субъекты», не понимающие важность сохранения стратегического предприятия, способного в короткие сроки и с высоким качеством выполнить поставленные президентом задачи, и не идущие на компромиссы. В настоящее время назначено собрание кредиторов для утверждения мирового соглашения, но выяснилось, что отдельные участники дела о банкротстве продолжают настаивать на введении конкурсного производства.
Хотелось бы понять, кому и с какой целью нужно, чтобы инфраструктурное предприятие, жизненно необходимое стране в сложный период, прекратило существование.