«В активной стадии реализации находится 40 соглашений на сумму 142,2 млрд рублей»

В рамках ПМЭФ-2022 Новороссийск планирует заключить инвестсоглашения на 20,9 млрд рублей

Глава Новороссийска Андрей Кравченко — о реализующихся в городе инвестиционных проектах, болевых точках города и перспективах социально-экономического развития муниципалитета

Фото: Виктор Лагашев

Экономика региона: Какие инвестиционные соглашения Новороссийск заключит на ПМЭФ-2022 и на какую общую сумму?

Андрей Кравченко: В рамках экономического форума в Санкт-Петербурге наш город планирует заключить четыре инвестсоглашения на сумму порядка 20,9 млрд руб. в сферах транспорта и сельского хозяйства. Инвестором ООО «Салаты с моря» (агрохолдинг «Белая Дача») планируется строительство завода по производству и переработке салатной и овощной продукции. ООО «НЗТ» за счет средств инвестора намерено произвести комплексное расширение пропускной способности терминала (2-я очередь строительства). ООО «Новороссийский зерновой терминал» и ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (совместное предприятие ООО «Новая пристань») наметили строительство двух новых глубоководных причалов, способных принимать суда класса Panamax, а также возведение транспортной зерновой эстакады и комплекса вспомогательных и инфраструктурных сооружений. Кроме того, планируется подписание концессионного соглашения о финансировании и эксплуатации общеобразовательной школы на 1100 мест по улице Красина в селе Цемдолина. В результате реализации этих проектов возможно создание в городе более 400 дополнительных рабочих мест.

Всего в настоящее время в активной стадии реализации находится 40 соглашений на сумму 142,2 млрд руб. Шесть соглашений реализуется в сфере транспорта, три соглашения — в логистической сфере, пять — в АПК и сельском хозяйстве, три соглашения — в сфере сервиса и туризма, четыре соглашения — в области ЖКХ, два — в сфере промышленности, и 17 инвестпроектов реализуется в сфере жилищного строительства.

ЭР: Какие проблемы сегодня существуют у Новороссийска в плане его дальнейшего развития и какие шаги предпринимаются по их решению?

АК: В плане дальнейшего развития города действительно существует ряд проблем, над решением которых мы сейчас работаем. В социальной сфере мы наблюдаем высокую долю детей, занимающихся во вторую смену (40%). Для устранения этой проблемы в городе необходимо построить более 10 школ. Сегодня мы уже завершаем строительство двух школ и одной пристройки, заключено концессионное соглашение на строительство школы на 1500 мест, в стадии разработки соглашение еще на одну школу. Подготовлены земельные участки для строительства 11 школ.

Существует также большая очередь в детские сады. На сегодняшний день потребность составляет около 7000 мест, необходимо строительство около 11 садиков. Для решения этой проблемы за счет средств застройщиков строятся два детских сада с последующим выкупом, подготовлены земельные участки для строительства шести детсадов.

Остро стоит вопрос строительства онкологического центра. Нами подготовлен земельный участок, который готов к передаче в краевую собственность под строительство.

В сфере ЖКХ одна из основных проблем — это развитие электросетевого хозяйства. Требуется строительство новых подстанций, увеличение мощностей уже имеющихся. Планируется строительство новой подстанции, которая позволит увеличить мощность подачи электроэнергии.

Также необходимо обеспечить круглосуточным водоснабжением все население Новороссийска. Для этого ежегодно мы ремонтируем не менее 5 км сети за счет средств городского бюджета и инвестиционной программы, однако потери воды до сих пор составляют около 65%. В настоящее время краем реализуется проект по строительству второй ветки Троицкого группового водовода.

Сдерживающим фактором увеличения уровня газификации населения является отсутствие свободных объемов мощностей. Данная проблема будет снята после ввода в эксплуатацию газопровода «Анастасиевская — Новороссийск». Городом в настоящий момент разрабатываются проекты по газификации девяти жилых массивов.

Еще одна из ключевых проблем города — это обустройство систем канализации и ливнеотведения. В ноябре планируем приступить к выполнению работ по объекту «Строительство канализационных очистных сооружений в ст. Натухаевской». Ежегодно выделяется более 100 млн руб. на строительство и расчистку ливневок. Заключен контракт на изготовление паспорта систем ливнеотведения, что позволит производить качественный мониторинг систем.

В сфере дорожного хозяйства главная проблема — это загруженность автомобильных дорог. Ежегодно около 1 млрд руб. идет на развитие дорожной сети. Готовы проекты на четыре автомобильные дороги, среди которых улица Шоссейная и первая очередь Южного обхода, улица Чапаева и обустройство кольцевого движения на проспекте Дзержинского. Эти дороги позволят разгрузить улицы города, соединить социально значимые объекты и в целом повысить качество жизни.

В сфере сельского хозяйства наблюдается недостаточное количество муниципальных земельных участков для развития виноградарства, винного и агротуризма, вместе с тем — наличие земельных участков в краевой собственности. Нами направлено письмо в департамент имущественных отношений Краснодарского края для выделения земли под строительство агропарка.

ЭР: Существенную часть Новороссийска занимают промышленные зоны. Есть ли планы по их развитию?

АК: На балансе земель в границах Новороссийска числится 84,7 тыс. га, из них земли промышленности, энергетики, транспорта и иного спецназначения — 5,41 тыс. га. В настоящее время ООО «НИИ ПГ» выполняются работы по внесению изменений в генеральный план. Приоритетной задачей при подготовке указанного проекта является повышение инвестиционной привлекательности промышленного производства, привлечение новых промышленных предприятий путем создания промышленных (индустриальных) парков.

ЭР: Как решается транспортная проблема города?

АК: Нынешняя пропускная способность инфраструктуры Новороссийского транспортного узла не позволяет в полной мере задействовать мощности порта по перевалке грузов. Для дальнейшего развития города в качестве транспортного узла необходимо снятие существующих автодорожных ограничений. Стратегическим для Новороссийска вопросом является строительство автодороги «с. Цемдолина — ул. Портовая» с прямым выходом грузового автотранспорта к улице Портовой, в обход жилых районов. Проектная документация сейчас находится на стадии прохождения госэкспертизы. Мы очень рассчитываем на поддержку краевых органов власти в решении этого важного вопроса.

ЭР: Сколько стоит недвижимость в Новороссийске?

АК: По состоянию на 1 мая 2022 года средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья в новостройках Новороссийска составляет 109,08 тыс. руб., на вторичном рынке — 91,49 тыс. руб. В результате снижения покупательского спроса квадратные метры в новостройках подешевели к предыдущему месяцу на 1,34%, «вторичка» — на 0,60%.

Уровень цен на недвижимость в Новороссийске не превышает среднюю стоимость недвижимости в городах Краснодарского края, расположенных на побережье Черного моря. Цена за новостройки в Анапе, к примеру, составляет 132,9 тыс. руб. за кв. м; в Сочи — 264,2 тыс. руб. за кв. м.

ЭР: Как на экономике Новороссийска сказывается низкая загрузка портов вследствие санкций?

АК: Недавно Евросоюз принял решение о введении пакета санкций против Новороссийского морского торгового порта. Компания лишена инвестиций, поддержки при проведении операций с ценными бумагами и возможности заключать сделки. Но в настоящее время произошла переориентация транспортных потоков, и за два месяца текущего года объем услуг, оказанных крупными и средними предприятиями транспортного комплекса, составил 76,9 млрд руб., что больше на 9,2 млрд руб., или на 13,6%, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе рост объемов по ПАО «НМТП» составил 120%.

ЭР: На территории Новороссийска большое количество экологических памятников. Как ведется работа по сохранению уникальной экологии города?

АК: На территории муниципального образования расположено 15 особо охраняемых природных территорий, 12 из которых — федерального и регионального значения. Администрация города не уполномочена на проведение там каких-либо мероприятий, кроме организации уборки несанкционированных свалок.

На административной территории города расположены три особо охраняемые природные территории местного значения: «Южные пруды», «Прилагунье» и «Пионерская роща». Общая площадь ООПТ местного значения составляет 31,2 тыс. га.

На ООПТ «Прилагунье» не планируются никакие мероприятия, кроме поддержания санитарного порядка, так как эта ООПТ имеет статус достопримечательности. ООПТ «Пионерская роща» и «Южные пруды» рекреационные, в дальнейшем есть планы по их благоустройству с соблюдением всех требований, предъявляемых к таким территориям. Например, на «Южных прудах» планируется ландшафтный парк. На всех имеющихся особо охраняемых природных территориях местного значения не допускается размещение объектов капитального строительства.

Для сохранения зеленых насаждений и расширения границ особо охраняемых природных территорий местного значения в 2022–2023 годах планируется создание двух новых ОППТ: в селе Мысхако, где обнаружено множество краснокнижных растений и животных, а также природная достопримечательность «Урочище Восьмая щель».

Беседовал Дмитрий Михеенко


Читайте нас в Telegram

Вся лента