«Автомобиль — не предмет первой необходимости»
Дмитрий Гронский — о падении спроса на машины в России
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, какие факторы повлияли на снижение уровня продаж.
Как сообщила в понедельник Ассоциация европейского бизнеса, российские продажи новых легковых автомобилей, а также автомобилей легкого коммерческого транспорта в мае сократились в пять раз. Всего за прошлый месяц у нас в стране было реализовано ничтожно мало новых машин — 24 тыс. с небольшим.
В январе-мае 2022 года в России реализовано 318 тыс. новых автомобилей, что на 53% меньше, чем за первые пять месяцев прошлого года. И это при том, что март можно было считать относительно успешным. Многие тогда посмотрели на стремительно падающий курс национальной валюты и решили инвестировать в продукт, который в пересчете на доллары или евро все еще смотрелся привлекательно.
Но в апреле курс рубля укрепился, санкции усилились, а перспектив с завершением спецоперации не наблюдалось. И многим потенциальным покупателям автомобилей стало понятно, что такова реальность, в которой придется жить неопределенное количество времени. Автомобиль, как известно, не предмет первой необходимости. Удастся ли его быстро и выгодно продать при смене жизненных обстоятельств — вопрос.
Еще одна причина падения спроса на автомобили — кризис кредитной системы, ведь на заемные средства у нас продавалась значительная часть машин. Центробанк повысил ключевую ставку, вслед за этим банки, как остроумно заметил один из экспертов, «стали выдавать деньги на условиях ломбардов». Покупателей отпугивала стоимость заимствований, а банки намного чаще отказывали потенциальным заемщикам, опасаясь, что те не смогут регулярно платить.
Впрочем, Ассоциация европейского бизнеса главной причиной столь драматичного сокращения продаж называет уход иностранных производителей из России. Дилеры распродают то, что осталось на складах, а новые машины поступают только от отечественных марок и нескольких китайских брендов. По прогнозу АЕБ, в 2022 году продажи новых автомобилей в России могут сократиться вполовину, до 800 тыс. штук, что станет крупнейшим падением российского авторынка за всю его историю.