В день рождения Пушкина в России вышел в прокат фильм «Пушкин—Битов—Габриадзе. Побег»
Жизнь как побег. Анимадок режиссера Аси Гусевой — это неожиданный взгляд на последнюю дуэль А. С. Пушкина и природу творчества в целом.
«Болдинская осень» — эти слова мы все помним со школьной скамьи. Мы не помним точно, зачем Пушкин туда поехал, но помним, что он написал там все! На самом деле Болдинских осеней в жизни русского классика было три: в 1830-м, 1833-м и 1834-м. И о них пойдет рассказ в документальном фильме, который выходит в отечественный прокат в июне.
Русский писатель Андрей Битов и грузинский художник Резо Габриадзе говорят о Пушкине. Это последняя съемка двух выдающихся деятелей культуры. Андрей Битов размышляет о последних шести годах жизни Пушкина, которые охватили период после ссылки и Михайловского, вобрали в себя три осени в Болдино и завершились дуэлью Пушкина с Дантесом. Он предлагает свой ключ к Пушкину — писателю, по мнению Битова, очень кризисному, для которого каждая поездка в Болдино была творческим побегом ради разрешения очередного кризиса. При всей серьезности и глубине поднятой темы здесь нет мрачности. Автор и режиссер картины Ася Гусева представляет ее не как академическое литературоведение, а скорее как фильм-хулиганство. Благодаря самому Пушкину и старинной игре в комиксы о нем Битова и Габриадзе рассказ о самых трагических обстоятельствах получился легким и даже иногда смешным. Интервью героев пронизаны графикой самого Пушкина и рисунками Габриадзе, легкой и изобретательной анимацией Марии Ермаковой.
«Тема побега сейчас, пожалуй, звучит даже слишком часто,— рассказывает о замысле фильма Ася Гусева.— Но мы раскрываем ее в ином, я бы сказала, противоположном контексте. Побег не как эскапизм, когда ты убегаешь от реальности. А как раз наоборот: когда ты убегаешь от суеты, для того чтобы делать то, что ты должен делать. Путь к себе, где в тишине и концентрации рождаются творчество и смыслы». Побег как необходимость для многих творческих и думающих людей.
Возможность уединиться, отрешиться от всего бытового, земного, заняться исключительно своим предназначением. Это сродни уединению в монастыре, уходу в пустынь. К этому и стремился Пушкин, когда хотел все бросить и уехать в Михайловское, в Болдино — совершить побег от всех и всего, что отвлекало, не давало сосредоточиться. «Ты не можешь себе вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть в деревне стихи писать»,— писал он П. А. Плетневу. Собственно, об этом получился фильм «Пушкин—Битов—Габриадзе. Побег»
С 6 июня фильм можно будет увидеть в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Волгограда, Самары, Екатеринбурга, Хабаровска, Томска, Севастополя, Новосибирска, Калининграда, Воронежа, Красноярска, Перми, Саратова, Тюмени, Ульяновска, Уфы, Челябинска..
Показы проходят при поддержке Министерства культуры РФ.
О героях фильма
Андрей Битов — русский писатель, поэт, сценарист и педагог. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Первый президент русского ПЕН-клуба.
«Я абсолютно безответственный пушкинист. Все, что я говорю, не имеет никакой ценности, кроме того, что это принадлежит мне. И карабкаюсь я сам по вертикальной для меня стенке. И думаю, только это и имеет ценность».
Резо Габриадзе — грузинский художник, скульптор, сценарист, режиссер, автор сценариев культовых фильмов «Мимино», «Кин-дза-дза!», основатель Тбилисского театра марионеток и автор памятника Чижику-Пыжику в Петербурге.
«Мысли Андрея о Пушкине просто замечательные. И я по мере входа в эту тему обнаружил, что Пушкин, если представить Ренессанс взрывом и потом все это опускается на Европу — и Ньютон, и Гете, и Бах, то Пушкин — один из тех результатов этого великого взрыва Ренессанса. Как и город Петербург, кстати, крайняя точка Ренессанса».
Список создателей фильма
- Режиссер и автор сценария — Ася Гусева, писатель, сценарист, преподаватель Московской школы кино.
- Продюсеры — Наталья Дебижева, Михаил Скигин, Нина Биркадзе.
- Операторы — Павел Штурнев, Лаша Биркадзе.
- Монтаж и анимация — Мария Ермакова.
- Звукорежиссер — Юрий Богданов.
- Производство — кинокомпания «Два капитана».
- Фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ
Материал предоставлен: ООО «Кинокомпания два капитана»