Что вы сделаете этим летом
Спрос на all Inclusive и наплыв автопутешественников станут главными трендами летнего турсезона на Кубани
Краснодарский край за три летних месяца готовится принять порядка 9 млн туристов. Власти региона уверены, что изменения на рынке авиасообщения не станут сдерживающим фактором для туротрасли. На кубанских курортах уже забронировано более 50% номерного фонда. Туроператоры, напротив, считают, что «сезон будет очень сложный» из-за логистических проблем.
Туристы сбились с пути
С 24 февраля Росавиация еженедельно продлевает запрет на полеты в южные аэропорты России, на момент подготовки материала ограничение действует до 25 мая. При этом многие авиакомпании, включая «Аэрофлот», отменили рейсы на юг до конца июня. По данным экспертов, из-за закрытых аэропортов объемы бронирования черноморских курортов сейчас ниже ожидаемых.
По оценке генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, в условиях критического снижения выезда за рубеж можно рассчитывать на рост турпотока на курорты Кубани, но пока этого не случилось. Причины, по мнению эксперта, понятны: геополитика, тревожные экономические прогнозы. Но основная проблема 2022 года — транспортная.
«У наших туристов появились неожиданные проблемы, и они отложили покупку туров на более позднее время. Пока мы идем на 12–15% хуже 2021 года. Нет также ясности с закрытыми аэропортами юга, это мешает планировать летние поездки в эти регионы. Надеемся, спрос восстановится после возобновления авиасообщения. Пока продажи по Анапе, где аэропорт закрыт, снизились на 25%»,— рассказал господин Ромашкин.
По его словам, чтобы справиться с логистическими трудностями, требуется значительное увеличение железнодорожных перевозок и, возможно, автобусных. Кроме того, крайне необходимо расширение сроков покупки ж/д билетов до 180 дней, сейчас эти сроки в основном составляют 90 дней, что делает неудобным покупки железнодорожных туров на лето.
Также Сергей Ромашкин уверен, что тенденцией нынешнего летнего турсезона станет повышение востребованности автопутешествий. Учитывая этот тренд, говорит эксперт, властям разного уровня необходимо как минимум остановить в сезон дорожные ремонтные работы в южном направлении.
К слову, в мае губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил своим заместителям подготовить дороги к сезонной нагрузке. «С 1 июня на дорогах Краснодарского края не должно быть реверсов. Основные ремонтные работы должны идти в вечернее или ночное время, чтобы не препятствовать движению транспорта»,— отметил глава региона.
По словам управляющей гостиничным комплексом «Имеретинский» (Сочи) Ларисы Зацепилиной, происходящие мировые события отразились на туристической отрасли, внеся свои коррективы: «Наши гости стали реже планировать отдых в Сочи: один раз в год против двух-трех поездок. Мы связываем это с ухудшением экономической ситуации и с трудностями в транспортной доступности. В связи с этим наблюдаем тенденцию значительного сокращения индивидуального бронирования на не высокий сезон (с октября по апрель) по сравнению с прошлым годом». При этом госпожа Зацепилина отмечает, что в 1,5 раза вырос спрос на продажи отдыха в рассрочку или кредит.
В региональном министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия считают, что закрытие аэропортов Анапы, Геленджика и Краснодара не окажет серьезного влияния на турпоток и организацию летнего отдыха. «Несмотря на режим ограничения полетов на юге страны, туристическая отрасль работает в полную силу и продолжает принимать туристов. Приехать на отдых можно поездом, автобусом или на личном автомобиле. Либо самолетом в аэропорт Сочи, на базе которого сформирован временный транспортный хаб. Сообщение между курортными городами Краснодарского края увеличено. По маршруту Новороссийск — Геленджик — Сочи в течение всего летнего сезона будет курсировать скоростной теплоход "Комета". Попасть из одного города в другой можно быстрее, чем на автомобиле и автобусе, так что в условиях летнего курортного сезона теплоход станет удобной альтернативой привычному транспорту. Из Новороссийска в Геленджик морем получится добраться за час, а до Сочи — за 4,5 часа»,— отмечают в минкурортов края.
В свою очередь региональные отельеры в ожидании волны автотуризма озабочены организацией парковочных пространств. Генеральный директор «Метрополь Гранд Отель Геленджик» Андрей Федоткин говорит, что в связи с закрытием аэропортов в южных городах очень важным становится наличие у отеля собственной парковки. Этот фактор, по его мнению, скорее всего, увеличит среднюю продолжительность проживания, так как не все готовы тратить на дорогу сутки или более, чтобы провести на курорте всего несколько дней.
На все готовое
На протяжении последних двух лет представители туриндустрии Кубани наблюдают переориентацию туристического спроса в сторону суперкомфортного отдыха. Все более востребованной становится система «все включено» и «ультра все включено» (All inclusive и Ultra all inclusive). Данный стандарт отдыха разработан и утвержден в регионе в прошлом году. «Внедрение нового стандарта позволит сгладить несоответствия между ожиданиями туристов от отдыха и реальностью, укрепить доверие потребителей к оценке соответствия гостиниц. Туристы и туроператоры будут понимать, какой базовый набор услуг будет входить в отдых "все включено" в любом отеле, который работает по этой концепции. Вместе с тем стандарт устанавливает только минимальные требования, а далее гостиницы могут расширять его на свое усмотрение»,— отмечают в министерстве.
Система «все включено» является бесспорным лидером по бронированиям среди российских туристов, утверждают в министерстве. Такой вид отдыха запрашивают более 60% отдыхающих. За четыре года в Краснодарском крае количество отелей по системе «все включено» увеличилось в 2,5 раза, до 80 объектов.
Как рассказали в пресс-службе курорта Miracleon (включает несколько пяти- и четырехзвездочных отелей в анапском поселке Витязево), большинство туристов стараются выбирать отели с форматом отдыха All inclusive. «На протяжении нескольких лет запросы гостей в наших отелях остаются неизменными: возможности для отдыха с детьми, вкусная разнообразная еда и напитки, близость к пляжу, хороший сервис. Нашим гостям важно, чтобы во время отпуска были минимизированы бытовые вопросы, чтобы в отеле было комфортно, чтобы ребенку было чем заняться и чем питаться. Большинство наших отелей имеют спа-центры, где можно отлично провести время всей семьей в любое время года и в любую погоду. Это еще одна точка притяжения и один из главных запросов наших гостей»,— рассказали представители курорта.
Сергей Ромашкин, оценивая востребованность высокобюджетных туров (стоимостью более 400 тыс. руб. за поездку на всю семью), говорит, что они составляют не более 0,5% в общей структуре спроса.
Параллельно с запросом на отдых по системе «все включено» на туристическом рынке Кубани появляются туробъекты нового формата, сочетающие в себе нестандартное, но при этом комфортное размещение,— глэмпинг (гламурный кемпинг). Туристам в условиях дикой природы предоставляют проживание в небольших домиках, где уровень обслуживания сопоставим с отельным.
«Сегодня мы наблюдаем продолжение тренда развития внутреннего туризма в России. Становятся все более популярными новые, недостаточно известные ранее направления и виды отдыха. Так, например, мы видим растущий спрос в аутдор-направлении, развитие пешего туризма, все большую популярность набирает такой вид размещения, как кемпинги и глэмпинги»,— рассказал исполнительный директор курорта «Роза Хутор» Юрий Колобов.
В настоящий момент, согласно сайту глэмпинг.рф, в регионе доступно 11 вариантов отдыха в глэмпингах, в том числе в Сочи, Анапе, Новороссийске, Геленджике. Стоимость проживания в них варьируется от 3 до 8 тыс. руб.
Всего в летний сезон 2022 года гостей Краснодарского края ждут более 10,7 тыс. средств размещения общей вместимостью 257 тыс. номеров (емкостью 588,1 тыс. мест). В этом году край вводит в эксплуатацию 14 новых объектов на 645 номеров (1340 мест).
Цена спроса
Средний чек на поездку семьи в Краснодарский Край — 74,7 тыс. руб., рассказал Сергей Ромашкин. «Цены выросли на 8–10% к 2021 году, некоторые колебания цен отелей в марте—апреле не привели к более серьезному повышению, это хорошая новость для туристов»,— констатирует эксперт.
Руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова рассказала, что, по данным бронирований на летний период, средняя стоимость размещения в номере отеля категории «три звезды» в Сочи составляет 7,2 тыс. руб., в Анапе и Геленджике — порядка 5 тыс. руб. За год цены изменились незначительно.
Юрий Колобов считает, что, так как добираться в Краснодарский край стало дольше и дороже, необходимо правильно сформировать ценовую политику как отелям, так и сервисам.
Мимо топа
По данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий Туту.ру, в список самых популярных авианаправлений на лето из всех городов Краснодарского края входит только Сочи. Туда оформляют примерно 11% авиабилетов. Анапа, Краснодар и Геленджик не входят в топ-20. Эксперты Туту.ру связывают это с закрытием аэропортов. «Многие авиакомпании и онлайн-сервисы приостановили продажи, кто-то до середины лета, а некоторые даже до осени. Если все аэропорты Кубани возобновят работу, можно ожидать, что все три города будут пользоваться популярностью у туристов»,— отметили в пресс-службе сервиса.
Востребованность курортов Краснодарского края подтверждается статистикой бронирований ж/д билетов. В топ-20 направлений, по данным Туту.ру, входят: Краснодар, Анапа, Адлер, Сочи, Новороссийск, Лазаревское. Суммарная доля этих населенных пунктов в общем объеме бронирования на май и лето сейчас составляет около 13%.
Вне конкуренции
По оценке отраслевых экспертов, в этом году у курортов Краснодарского края из-за валютных скачков и сложной геополитической обстановки практически не осталось зарубежных конкурентов.
«Турция не оказывает серьезного влияния на наши курорты, поскольку значительно выросла в цене по сравнению с 2021 годом. Одновременно уменьшились объемы авиаперевозок на турецкие курорты. Курортная отрасль Кубани останется номером один в России по объемам турпотока, спрос будет волатильным, нервным, сезон очень сложный, работы будет много»,— делится Сергей Ромашкин.
Несмотря на отсутствие иностранных конкурентов, для туриндустрии региона как никогда важно повышать качество сервиса, считают представители рынка.
«Основная задача — продолжать работать над поднятием стандартов сервиса для гостей. В этой сфере немало было сделано за последние годы, но останавливаться нельзя»,— говорит господин Колобов.
По мнению Андрея Федоткина, важно повысить транспортную доступность, открывать больше железнодорожных маршрутов (по типу «Ласточки»), строить больше дорог, а также модернизировать коммунальную инфраструктуру городов-курортов. Оценивая перспективы развития туриндустрии в регионе в новых экономических реалиях, господин Федоткин говорит, что в текущих условиях затруднительно делать долгосрочные прогнозы. Он не исключает рост внутреннего потока сезонных туристов после открытия аэропортов.
«Черноморское побережье Краснодарского края само по себе уникально, здесь сосредоточено много точек притяжения для любителей истории, эногастрономического туризма, живописных природных мест. С нашей стороны повысить интерес к туризму в крае мы можем хорошим сервисом в отелях. Российский современный турист избалован заграничными предложениями, поэтому очень важно не отставать от международных стандартов и подтягивать уровень предоставляемых услуг. Кроме того, на данный момент конкурентоспособность наших курортов сильно ослабило отсутствие авиасообщения. Сложная логистика из регионов России в южные города, к сожалению, влияет на спрос. В текущих реалиях, когда закрыты большинство привычных для отдыха заграничных направлений, курорты Краснодарского края, казалось бы, должны быть заполнены на 100%. Однако воплотить такую статистику в жизнь мешают закрытые аэропорты»,— считают в Miracleon.
Лариса Зацепилина говорит, что лидеры туристической отрасли в регионе давно ощущают нехватку целостной концепции развития курортного отдыха в крае. «Я имею в виду упрощение логистики гостя и взаимосвязи различных видов транспорта (единая карта), благоустройство пляжной линии, прогулочных зон, легализацию экскурсионного обслуживания и гостевых домов. Отдельно хотелось бы отметить необходимость налаживания коммуникаций между перевозчиком и отелем: передача информации о времени прибытия гостя от авиакомпании и РЖД в отель. Это необходимо для повышения качества обслуживания. Если соблюсти все перечисленные пожелания крупных представителей отрасли и регулярно участвовать в двустороннем диалоге, курорты Краснодарского края без проблем затмят зарубежные. У нас для этого есть все данные: уникальная природа и трудолюбивые сотрудники»,— заключает госпожа Зацепилина.