По законам спецоперационного времени
В Донецке судят обвиняемых в наемничестве иностранцев
В Донецке набирает обороты самый резонансный судебный процесс с начала российской «специальной военной операции». На скамье подсудимых двое граждан Великобритании и один марокканец, которые подозреваются в наемничестве. По словам главы ДНР Дениса Пушилина, для них не исключена и высшая мера наказания — смертная казнь, которая на территории ДНР формально действует, однако ни разу не применялась. На судебный процесс, в числе прочего, уже отреагировали в правительстве Великобритании, пообещав подать в соответствующие инстанции все необходимые жалобы.
В Верховном суде ДНР проходит процесс по делу трех иностранных граждан, обвиняемых в наемничестве. «Верховный суд ДНР приступил к рассмотрению по существу дела граждан Великобритании Шона Пиннера и Эндрю Хилла, а также подданного Королевства Марокко Саадуна Брагима, обвиняемых в участии в качестве наемников в боевых действиях на территории республики в составе украинских вооруженных формирований»,— заявили агентству ТАСС в пресс-службе суда 6 июня. Правда, во вторник в суде признали ошибку: вместо Эндрю Хилла на этот раз на скамье подсудимых оказался Эйден Аслин. Британец Эндрю Хилл среди пленных тоже есть, но его дело, судя по всему, будет рассматриваться позже.
«Это не совсем еще трибунал, это судебный процесс в отношении иностранных наемников, в данном случае это британцы, которые совершили достаточно серьезный перечень преступлений. И уже в рамках первого заседания все было озвучено и предъявлено. Те статьи, которые им предъявляются, здесь не исключена высшая мера наказания»,— сказал накануне в эфире телеканала «Россия 24» глава ДНР Денис Пушилин.
Напомним, что трибунал в Донецке тоже готовится — но для бойцов украинского подразделения «Азов», сдавшихся после противостояния на заводе «Азовсталь». Причем, как заявляла в беседе с “Ъ” глава МИД ДНР Наталья Никонорова, трибунал будет международным — то есть с привлечением не только обеих республик Донбасса.
7 июня суд приступил к изучению свидетельских показаний по делу двух британцев и марокканца. Правда, без проблем не обошлось. «В судебном заседании у нас, согласно списку предварительного заключения, указаны пять свидетелей. На сегодняшний день на судебное заседание ни один из них не явился»,— объявил судья. Он объяснил, что трое из них «пребывают в следственном изоляторе в городе Таганроге» (видимо, речь идет о бойцах «Азова»), а причина неявки двух оставшихся неизвестна. Также в Верховном суде ДНР уточнили, что на процессе у каждого подсудимого имеется свой адвокат — из местных, донецких.
На двухминутной видеозаписи, которую опубликовал телеканал «Звезда», видно, как судья поочередно обращается к каждому из подсудимых с вопросом: знакомы ли они с материалами дела и не возражают ли против начала рассмотрения. Об отсрочке не попросил никто, причем все трое заслушивали вопросы через переводчика, а отвечали по-русски. Господин Аслин даже выразился по-военному: «Так точно!» Это не удивительно: каждый из них начал службу в вооруженных силах Украины задолго до 24 февраля.
О Шоне Пиннере и Эйдене Аслине телеканал Sky News сделал сюжет еще в январе, когда на Западе только обсуждали подготовку России к боевым действиям. Тогда Шон Пиннер рассказал, что живет в Мариуполе и женат на украинке, а значит, в случае необходимости, готов защищать «город, который его усыновил». Эйден Аслин, который представился псевдонимом — Джонни Вуд, тоже рассказывал о планах остаться на Украине — там у него был дом и невеста.
Оба британца сдались в плен в Мариуполе в середине апреля. Тогда представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков говорил, что они «не являются комбатантами» и поэтому «лучшее, что их ждет — долгий срок в тюрьме». При этом сразу после того, как Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила о задержании оппозиционера Виктора Медведчука, канал «Россия-1» опубликовал обращение господ Пиннера и Аслина к премьеру Великобритании Борису Джонсону с просьбой посодействовать их обмену на украинского политика. Но эта идея никакого продолжения не получила.
Из опубликованных отрывков из текста предварительного заключения можно сделать вывод: тот факт, что британцы поступили на военную службу в соответствии с законами Украины, вряд ли станет смягчающим обстоятельством.
«В 2016 году Эйден Аслин посредством мониторинга сети интернет, изучения действующего законодательства Украины узнал о возможности получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях на стороне Украины против Донецкой Народной Республики под видом прохождения действительной службы по контракту в Вооруженных силах Украины. В связи с чем у него возник преступный умысел, направленный на участие в военном конфликте против ДНР на стороне Украины в качестве наемника с целью получения материального вознаграждения»,— говорится в обвинительном заключении.
Третий подозреваемый — марокканец Брагим Саадун. Он стал одним из обвиняемых в наемничестве иностранцев, с которыми удалось пообщаться московским адвокатам Ивану Вагину и Дмитрию Ершову, работающим на территории ДНР и ЛНР. Господину Саадуну 21 год, на Украину он приехал еще в 2019 году — учиться в Полтавском университете экономики и торговли. Однако затем решил поступить на службу в украинскую армию, что для иностранца вполне законно. По словам самого Брагима Саадуна, ему было интересно «получить боевой опыт».
До этого марокканец дал короткое интервью корреспонденту ВГТРК Александру Сладкову, с которым свободно общался по-русски. По словам подозреваемого, он находился на службе пять месяцев, при этом стрелять ему ни разу так и не пришлось.
Вечером 7 июня судебный процесс прокомментировали в Лондоне. «Касательно этого случая я не знаю всех деталей, но, конечно, мы ожидаем, что законодательство, применяемое в ходе вооруженных конфликтов, будет соблюдаться, и мы гарантируем, что подадим все жалобы,— заявил министр юстиции страны Доминик Рааб.— Я знаю, что МИД Великобритании займется тем, чтобы эти жалобы были непременно поданы».