«В центре внимания — импортозамещение и кибербезопасность»
Вице-президент «Ростелекома» Борис Глазков — о новых вызовах компании
Одной из ключевых тем конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2022) стало импортозамещение оборудования и программного обеспечения (ПО), необходимого для дальнейшей цифровой трансформации российского бизнеса. Каковы ключевые потребности операторов связи в новых условиях? Как будут взаимодействовать отечественные разработчики и заказчики? Комментирует вице-президент ПАО «Ростелеком» по стратегическим инициативам Борис Глазков.
— Насколько актуальна задача импортозамещения для «Ростелекома»?
— Если говорить об информационных системах, которые «Ростелеком» создает самостоятельно, то они изначально основаны на отечественном ПО.
Самое главное — радиоэлектронное оборудование и ПО, которым компания пользуется как оператор связи. Нам необходимы маршрутизаторы сетей связи, коммутаторы доступа, системы спектрального уплотнения и другое сложное высокотехнологичное оборудование, которое в нашей стране только начинают делать на уровне зарубежного. Очевидно, какие-то системы российским разработчикам придется совершенствовать еще несколько лет.
— Как быстро, на ваш взгляд, российские разработчики смогут предложить альтернативные проекты? И насколько критичен фактор времени?
— Катастрофы не было и не будет. Уход зарубежных вендоров на нашей деятельности не сказался: сети работают устойчиво, деградации сервисов мы не допустим.
Во-первых, нет никакого жесткого дедлайна по импортозамещению, тем более что далеко не все компании отказались от сотрудничества с нашей страной. Мы просто стали более интенсивно взаимодействовать с разработчиками, искать новых поставщиков. Например, сейчас нам предстоит сделать самостоятельные шаги в создании базовых станций 4G. Тем самым будет заложен прочный фундамент для строительства сетей следующих поколений.
Во-вторых, правительство РФ объявило категории параллельного импорта (перечень брендов, часть товаров которых теперь можно ввозить в страну без разрешения правообладателя), и это работает уже сейчас. В-третьих, дадут эффект долгосрочные меры господдержки.
Скорость разработки отечественных решений зависит от категории оборудования. Например, по DWDM-системам, коммутаторам доступа, вероятно, уже в течение года-двух у нас могут появиться достойные замены импортным. Но есть и более сложные, многокомпонентные системы, например, базовые станции. Их локализация будет постепенной, последовательной.
— Как вы оцениваете инициативы властей по созданию платформы для взаимодействия производителей и потребителей отечественного оборудования и ПО?
— Если говорить об IT-cекторе, то это очень своевременная и правильная мера: заказчики и производители оборудования и ПО должны вести совместную работу по выработке требований, бета-тестированию, приемке российских продуктов. Мы обязательно будем участвовать в таком диалоге. А что касается производителей телеком-оборудования, то в нашей стране не так много таких команд, и мы все их знаем — нет необходимости в специальной платформе.
Более того, «Ростелеком» заранее инициировал ряд мер по совместной работе с поставщиками. Они получают от нас актуальные требования к оборудованию, могут в любой момент пообщаться с нашими техническими специалистами, провести испытания на сетях компании… Конечно, самое главное для них — гарантированный спрос. Под соответствующие обязательства с нашей стороны разработчики могут получить льготные кредиты и т.д.
Если у операторов федерального уровня появятся льготные кредиты на внедрение отечественного ПО, а разработчикам компенсируют до 80% затрат на их проекты, это будет очень существенный для рынка пакет государственных мер.
— Коснулась ли «Ростелекома» проблема оттока IT-специалистов?
— Нет. В «Ростелеком» люди приходят решать большие задачи для большой страны. Это не стартап и не средний бизнес, который сейчас страдает из-за оттока специалистов. В «Ростелекоме» IT-блок полностью сохранен. Сотрудников воодушевляют интересные, амбициозные задачи. А в нашей компании как раз такие — из-за размеров, масштаба, ответственности, которую на нас возлагает правительство. Поэтому у нас нет данной кадровой проблемы.
— Сказываются ли санкции на безопасности инфраструктуры «Ростелекома» и клиентов компании?
— «Ростелеком» — один из крупнейших провайдеров на рынке сервисов безопасности в интересах корпоративного и госсектора. Мы заранее ввели комплекс мер по повышению собственной киберзащиты и киберустойчивости клиентов компании. Наш SOC-центр (Security Operations Center) — центр информационной безопасности, основанный несколько лет назад, — сегодня крайне востребован. По сути, это штаб, где в режиме реального времени можно увидеть, какие возникают атаки и угрозы в отношении компании или наших клиентов и как наши специалисты оперативно на них реагируют. Несмотря на в разы увеличившееся количество кибератак, центр работает в штатном режиме. Так что могу заверить, что наша инфраструктура и все клиентские сервисы надежно защищены.