Импортозамещение на лицо
Кризис расширил возможности для развития производителям косметики Кубани и Крыма
Парфюмерно-косметическая отрасль преодолевает последствия разрыва экономических связей со странами — поставщиками различных ингредиентов и комплектующих. Быстрее всего адаптируются предприятия Крыма, которые находятся под санкциями уже больше восьми лет. Производители косметики пересматривают рецептуры, ищут новых поставщиков, осваивают новые рынки, активизируют интернет-продажи. В кризисе производители косметики видят новые возможности, но отмечают, что высокая конкуренция сохранится, так как внутри страны много сильных игроков на рынке красоты.
После событий 24 февраля многие европейские бренды косметики ушли с российского рынка, объявили о демарше производители ингредиентов. В связи с санкциями разорвались многие логистические цепочки, и производители косметики Краснодарского края и Крыма вынуждены искать альтернативные каналы поставок или заменять компоненты.
«Во-первых, до сих пор ограничены поставки сырья из Китая и Азии из-за Covid-19. На фоне возросшего спроса на китайский импорт мы получили резкий, более чем двукратный рост морских перевозок. Во-вторых, многие мировые поставщики сырья уходят с российского рынка. Например, с июля прекращает работу крупнейший мировой химический концерн BASF. В-третьих, запрещены автотранспортные поставки из Европы, судовладельцы отказываются заходить в российские порты. Все эти факторы заставляют перестраивать привычные цепочки и искать альтернативных поставщиков в Турции, Индии и Китае»,— анализирует генеральный директор ООО «Беон» (бренд BEON) Анастасия Зубреева.
«Действительно, ситуация неоднозначная, но мы надеемся, что в скором времени мир стабилизируется и мы сможем вернуться к привычному курсу»,— добавляет сооснователь компании «Солнце» (бренд «Бизорюк») Виктория Шевченко.
«Российские производители косметики в той или иной степени зависят от импортного сырья: невозможно одному производить и продукцию, и все ингредиенты для нее. Под потребности производителей косметики должны работать целые заводы, а у нас в стране их пока недостаточно. Например, мы используем около четырехсот ингредиентов, и чуть более ста из них отечественного и собственного производства, остальные триста — это поставки из-за рубежа. Это сложные ингредиенты: ПАВы и эмульгаторы, без которых невозможно сделать косметическое средство. Чтобы их произвести, нужен огромный завод, специализирующийся на этом: дорогое оборудование, научная лаборатория, команда, занимающаяся разработками и внедрением в производство»,— считает один из основателей компании «Краснополянская косметика» Дмитрий Серов.
«Движение только в сторону "голубого океана", как предлагают Ким Чан и Рене Моборн, в теории кажется простым. Но на практике создавать актуальный продукт в условиях ограниченности ресурсов не так просто. Мы очень стараемся адаптироваться к новым условиям среды и пробуем производить альтернативные продукты. Это сложно, но возможно»,— говорит Виктория Шевченко.
В первые недели после начала спецоперации и перестройки экономического пространства на косметическом рынке началась паника. «В конце февраля все производители ринулись раскупать остатки ингредиентов на складах. Цены на них выросли от двух до пяти раз. И никто не дает гарантии, что на складах через месяц или два появятся ингредиенты. В любом случае цены на них вырастут, так как ввоз происходит через третьи страны»,— рассказывает Дмитрий Серов.
«С отключением банковской системы России от мировой платежи в Китай вместо одной шли три недели. Партнеров лихорадило больше, чем нас. Сейчас ситуация восстанавливается»,— говорит генеральный директор ООО «ИМЭ» (крымский бренд SkyShi) Светлана Преутеско.
В марте некоторые производители наблюдали ажиотажный спрос на свои товары, который связывают с тем, что покупатели стремились приобрести их впрок по старым ценам.
Придется переупаковаться
По словам бренд-директора компании «Марка Крыма» Светланы Урянской, кризис в вопросах с поставкой ингредиентов, комплектующих, упаковки только нарастает. Некоторые поставщики еще работают в полную силу, но сообщают о наличии последних партий продукции.
«В вопросе сырья ситуация более спокойная, в России есть компании химической промышленности, синтезирующие необходимые компоненты. Более плачевная ситуация с тарой и упаковкой. С китайскими партнерами более двух месяцев не ведется торговля из-за нестабильного курса доллара. Стеклянной или ПЭТ-тары российского производства недостаточно. Стекольные компании отгружают очень большие партии, при этом без необходимых комплектующих: дозаторов, крышек и прочего. Типографии приостановили размещение заказов на один-два месяца из-за отсутствия клеящихся пленок. Материалы для производства этикеток и флаконов импортные, и необходимо искать аналоги.
Следующим этапом нам обещают кризис с постпечатной обработкой этикетки — ламинированием, фольгированием, выборочным лакированием. Остро стоит вопрос картона. Полгода назад мы планировали работать с вторсырьем в упаковке для более экологичного подхода к производству. Даже был отпечатан тираж этикетки из переработанных отходов винного производства. Но теперь производитель нам отвечает, что такая упаковка производится с использованием европейских ингредиентов, и не обещает разнообразия упаковочных материалов»,— рассказывает госпожа Урянская.
«Закупочная стоимость сырья и упаковки возросла в два и более раза. Кроме того, ввиду переориентации многих производителей на внутренний рынок возникли задержки с поставкой товаров. Но мы понимаем, что это переходный период, поставщики запустят дополнительные мощности, и в итоге мы получим стабильных отечественных партнеров»,— считает представитель ТД «Сакские грязи» Сергей Дементьев.
«На производственной базе, которую мы сформировали в течение последних лет, можно увеличить объемы выпуска продукции на 200–300%. Опыт и экспертиза позволяют нам выпускать продукцию, которая по эффективности и качеству не уступает зарубежным аналогам, но при этом выигрывает у них по цене»,— говорит генеральный директор косметической компании «Крымская Роза» Иван Гладун.
Некоторые бренды быстро сориентировались и в новых условиях изменили перечень закупаемых комплектующих. «Запуская бренд, мы уделили большое внимание выбору материалов упаковки. Ее экологичность стала важной составляющей ДНК бренда. На старте проекта нам удалось привлечь инновационного финского производителя полностью биоразлагаемой упаковки, но закупка их материалов теперь невозможна. Поэтому на сегодняшний день мы выбрали лучший эковариант из доступного на рынке — новая линейка Abrau Cosmetics выйдет в стекле»,— рассказывает сооснователь бренда Abrau Cosmetics Ксения Титова.
Обойдемся без экзотики
Производители косметики, как правило, используют природные ингредиенты — масла и травы — российского производства, стоимость которых не сильно изменилась. Значительно выросли в цене ингредиенты, которые не могут быть произведены в России по климатическим причинам. Например, масла макадамии, авокадо, кокоса, оливок, жожоба, какао, зерна кофе. Теперь придется либо покупать их за валюту и искать новые каналы транспортировки, либо искать аналоги или менять рецептуру.
«Стоимость экзотических масел увеличилась в разы. Возможно, в будущем часть продукции, в состав которой они входят, придется на какой-то период вывести из ассортимента, пока не будет отработана новая логистическая цепочка»,— предполагает гендиректор Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода Александр Новосад.
«На данный момент мы оперативно ищем замену сырьевым компонентам в Азии и производим ревизию всех рецептур продуктов. Будем стараться сохранить имеющийся ассортимент и расширять линейки доступными продуктами, максимально используя компоненты российского производства»,— говорит Анастасия Зубреева.
«Мы столкнулись со сложностями с закупкой ингредиентов, но успешно их преодолели. Значительная часть компонентов в составе продуктов Abrau Cosmetics российские, в том числе собственное масло виноградной косточки. Тем компонентам, которые закупались в Европе, удалось найти или равноценные замены, не уступающие по качеству, или новых поставщиков»,— отмечает Ксения Титова.
Несмотря на все трудности, производители косметики, опрошенные “Ъ-Кубань”, приняли решение не поднимать цены на свои товары либо увеличить их минимально, в пределах 10–15%. «Мы считаем, что перекладывать свои проблемы на потребителя будет нечестно, это не в духе русских людей. Сейчас такое время, что нам нужно сплотиться и всем вместе поднимать страну»,— отмечает Иван Гладун.
Крым подготовился превентивно
В меньшей степени новая экономическая ситуация и ограничение поставок сказались на крымских производителях, которые уже на протяжении восьми лет занимаются поиском альтернативных поставщиков. «Мы полностью отказались от использования иностранной тары, вся упаковка у нас российская»,— говорит учредитель компании «Крымская натуральная коллекция» Виктория Сотникова.
«В вопросах упаковки мы полностью ориентируемся на азиатский рынок. Долго искали флаконы из цельного черного стекла на российском рынке, но безрезультатно. Пришлось заказывать на заводе в Китае. Оказалось дешевле, чем в Европе, но сроки доставки дольше»,— сообщает Светлана Преутеско.
Еще более уверенно чувствуют себя производители полного цикла. «Мы являемся вертикально интегрированной структурой. Сами производим сырье и конечную продукцию. Это гарантирует сохранение ассортимента и стабильность производства. Сложности возникают на этапах технического перевооружения сельхозтехники, приобретения высокотехнологичного оборудования для производства и качественной упаковки. И если вопросы с упаковкой можно решить с привлечением производителей стран СНГ, то для остальных придется привлекать западные компании. В этой ситуации надеемся на помощь государства. Без его поддержки в перспективе увеличивать производство и продажи будет проблематично»,— рассказывает Александр Новосад.
По мнению Светланы Преутеско, в Крыму сегодня есть все предпосылки для создания парфюмерно-косметического кластера. «На полуострове сконцентрировано много производителей. Их объединение с выработкой общей стратегии развития, несомненно, даст синергетический эффект в короткое время. Точечная поддержка производителей будет не столь эффективной. Создание кластера может стать для Крыма новой точкой роста. В сегодняшней ситуации необходимо менять подходы к управлению регионом, думать и действовать быстро»,— считает она.
Кризис украсил перспективу
Сложившуюся кризисную ситуацию производители косметики считают временем возможностей, когда отечественные бренды занимают освободившиеся ниши. «Уход иностранных брендов дает шанс российским производителям заявить о себе в полной мере. Российская косметика ничем не уступает европейским аналогам, а по многим позициям даже превосходит ее»,— считает Сергей Дементьев. «Но не стоит говорить об отсутствии конкуренции, это уже давно не про российские косметические бренды. На рынке представлено очень много качественных марок»,— дополняет Светлана Урянская.
«Многие крупные сети обратили на нас внимание. А значит, вскоре наша косметика появится в известных магазинах, мы увеличим аудиторию и узнаваемость бренда. Одновременно разрабатываем новые виды продукции. Например, на собственной ферме высадили поле с кактусом опунция, будем делать на его основе антивозрастную линейку в коллаборации с известным блогером. В прошлом году высадили плантацию алоэ вера. Эксперименты показали, что на его основе можно выращивать в нашем субтропическом климате и получать концентрированный экстракт без использования консервантов. Разрабатываем линейку на основе муцина улитки. Сами выращиваем моллюсков и получаем улиточный муцин этичным образом. Наши улитки выделяют его не под действием стресса, а наоборот, после расслабления»,— рассказывает сооснователь «Краснополянской косметики» Кристина Судеревская.
«Мы даже мечтать не могли о тех возможностях, которые перед нами открываются, и во многом оказались не готовы к возросшему спросу. Сейчас занимаемся расширением линеек продукции, отлаживаем производственные процессы»,— делится Светлана Преутеско. Как и многие коллеги, она отмечает возросший спрос со стороны тех клиентов, которые ранее не рассматривались как целевая аудитория. Это сфера профессионального ухода — спа-салоны, отели 4 и 5 звезд. Раньше они использовали в основном импортные марки. Теперь вектор их внимания изменился.
Виртуальная красота
Производители косметики активно развивают экспортное направление и торговлю на внутреннем рынке. Например, «Краснополянская косметика» осваивает рынок ОАЭ. «Крымская натуральная коллекция» прорабатывает направление сбыта в Китай. «Крымская Роза» отмечает спрос на косметику бренда в регионах, планирует развивать свою розницу по франчайзинговой схеме и до конца 2022 года открыть не менее двадцати магазинов по всей России. В «Сакских грязях» ожидают, когда наладятся торговые отношения с южной и восточной частью Украины, с которыми Крым долгое время имел тесную связь.
Участники парфюмерно-косметического рынка осваивают инструменты e-commerce и продаются на цифровых площадках. Это направление интенсивно развивается со времен пандемии. Косметику предлагают на Ozon, Wildberries, Сбермаркет и других маркетплейсах, на сайтах крупнейших сетей косметики и парфюмерии «Л'Этуаль» и «Золотое Яблоко», в собственных интернет-магазинах. Продажи в интернете неуклонно растут.
«На первом этапе мы не планировали торговать на маркетплейсах, а рассчитывали на туристические потоки в Крыму и свои каналы сбыта через магазины и предприятия партнеров. Но жизнь внесла свои коррективы. Сейчас основные каналы продаж находятся в интернете»,— говорит Светлана Преутеско.
Отечественное — значит натуральное
Производители отмечают тренд на использование натуральной сертифицированной косметики, который, скорее всего, будет только укрепляться. «Не так давно был общественный резонанс по поводу отказа от тестирования косметики на животных. Сейчас это стало нормой. Мы надеемся, что нечто подобное произойдет и в части возврата к натуральным компонентам в косметике, только в более качественном, научном и системном виде»,— считает Виктория Сотникова.
По оценкам основателей «Краснополянской косметики», все больше продвинутых потребителей, выбирая тот или иной бренд, обращают внимание на этичные и экологичные принципы производителя. Состав средств должен быть максимально натуральным, а упаковка перерабатываемой, недопустимо тестирование на животных. Идеально, если производитель внедряет ESG-принципы при организации деятельности. Например, использует зеленую энергию, самостоятельно производит ингредиенты, снижая объемы выбросов парниковых газов за счет минимизации затрат на доставку, применяет технологии с эффективным потреблением электричества.
Читайте нас в Telegram