Amadea перешвартовали под второй арест
Кто будет платить за обслуживание имущества российских олигархов
Власти США арестовали суперъяхту Amadea, владение которой приписывают Сулейману Керимову. Последние месяцы судно находилось в территориальных водах Фиджи, но только сейчас островное государство пошло навстречу американским правоохранительным органам и передало им лодку. Одна из причин такого решения — слишком дорогое содержание яхты. О каких суммах идет речь? И кто теперь будет платить за обслуживание Amadea и другого арестованного имущества российских олигархов? Разбиралась — Лилия Галявиева.
Почти сразу после начала боевых действий на Украине яхта Amadea вышла из Карибского бассейна и была перешвартована к порту в территориальных водах Фиджи. По закону страны судно должно было получить на это несколько разрешений местных органов власти, чего сделано не было. В итоге яхту арестовали. Вскоре Штаты заподозрили Сулеймана Керимова в обходе санкций, а также выпустили ордер на арест его имущества.
Поначалу власти Фиджи отказывались выдавать лодку Штатам, но позже передумали, и это решение сильно облегчит небогатому островному государству жизнь, говорит главный редактор журнала Yacht Russia Артур Гроховский: «Власти не понимают, а кто будет нести ответственность, если с задержанной яхтой что-то случится. Например, возникнет течь, топливо польется в воду, или же если Amadea затонет у причала по каким-то причинам. У муниципальных марин просто нет денег на содержание яхты, а коммерческим кто будет платить? Если ее сорвет шторм, и она навалится на маленькие яхты, перетопит все, кто будет за это платить? Непонятно».
Если бы Amadea не была под арестом, всю ответственность нес бы непосредственно ее владелец. В нынешних же обстоятельствах все расходы, в том числе и на содержание лодки, лежат на стране, которая ее арестовала. Теперь это США. По словам собеседников “Ъ FM”, годовая стоимость обслуживания судна в лучшем случае составляет одну десятую от ее цены. В кейсе с Amadea — это порядка $30 млн. Впрочем, госбюджет не бесконечный, а арестованных яхт, самолетов и особняков с каждой неделей становится все больше.
Так что не стоит надеяться, что в случае благоприятного исхода хозяин получит свое имущество таким же, каким оно было до ареста, говорит партнер консалтинговой компании Quorus Евгений Жилин: «Здесь будут применяться минимальные стандарты. То есть ни о каких существенных инвестициях, связанных с поддержанием, речи не идет. Мы говорим о физической безопасности, сохранности этих объектов, чтобы никто не украл и не навредил, не более того».
С объектами, которые пока не арестованы, ситуация порой даже сложнее. Платить за содержание своего имущества должны собственники, но делать это они зачастую не могут. Локальные счета заблокированы, физический въезд на территорию ЕС, США и Великобритании запрещен, проводить операции через третьих лиц чревато возбуждением уголовного дела за попытку обойти санкции. А без должного ухода виллы очень быстро приходят в запустение, говорит владелец компании АИМ Илья Менжунов:
«Нужен хороший управляющий, который должен нанимать тех, кто осуществляет обслуживание сада, технических систем дома. Помимо этого, есть постоянные эксплуатационные платежи, которые включают в себя охрану, чистку дорог, канализацию, водоснабжение. Допустим, был бассейн. К нему подводились коммуникации. Или цокольный этаж находился в доме, происходили прорывы, которые вовремя никто не устранял. Это может привести к огромному многомиллионному ущербу».
Впрочем, выход есть. Существует механизм, по которому владелец виллы может обратиться в орган санкционного регулирования с просьбой выдать разрешение на то, чтобы продолжать платить за обслуживание дома. Хотя и не факт, что требования заявителя будут удовлетворены в полной мере. А вот в случае с бизнес-джетами такая опция сильно затруднена, продолжает Евгений Жилин из Quorus:
«Чтобы поддерживать самолет в летной годности, когда он находится на стоянке, с ним необходимо производить определенные манипуляции. И все они находятся под запретом.
Есть возможность обращаться в органы санкционного регулирования, чтобы сделали исключение, но на практике это тянется мучительно долго и не всегда приводит к каким-то результатам».
Платить за паркинг бизнес-джета в аэропорту все равно придется. В отдельных случаях речь может идти о десятках тысяч долларов в месяц, говорит руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко: «Цены разнятся в зависимости от аэропорта, страны. Кроме того, нужно понимать, где самолет хранится. В странах с более или менее нейтральным климатом он может стоять на воздухе. Там, где климат ужасный, джет должен стоять в ангаре, потому что в принципе это самолет ангарного хранения. В Швейцарии цена за это может доходить и до 30 тыс».
Неудивительно, что в таких условиях фигуранты санкционных списков один за другим обращаются в суд ЕС в Люксембурге с требованием снять с них ограничения. Telegram-канал The Sanctions Times, например, обнаружил в картотеке суда соответствующие иски от Геннадия Тимченко и Алексея Мордашова.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".