«Прорыва не случилось»
Дмитрий Дризе — о переговорах глав МИД России и Турции
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что угроза глобального голода искусственно раздувается Западом и Киевом. Так он прокомментировал итоги переговоров с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Анкаре. Между тем Москва согласна вести дальнейший диалог о вывозе зерна через Черное море с Украиной и Турцией под эгидой ООН. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что турецкий визит Лаврова завершился без сенсаций.
Ясно, что ничего не ясно. Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил о конструктивности двухчасовой встречи с российским коллегой. Он, в частности, увидел стремление России и Украины к возобновлению переговоров. В свою очередь, глава российского МИДа Сергей Лавров отметил, что Киев вроде бы обещал турецким партнерам разминировать свои порты самостоятельно или обеспечить безопасный проход караванов с зерном через минные поля.
Что ж, если так, то хорошо. Хотя только что они (украинцы) утверждали обратное. Как бы то ни было, Россия со своей стороны гарантирует безопасность зернового коридора и не намерена под его прикрытием, допустим, атаковать Одессу.
Глава МИД России Сергей Лавров:
С нашей стороны, повторю еще раз, каких-либо препятствий для того, чтобы эту проблему, проблемку — она маленькая на самом деле — решить, никогда не было. Если созрела киевская власть, мы будем только рады сотрудничать.
Можно предположить, что российская позиция заключается в следующем: пусть Турция разбирается с Киевом — если сумеют найти решение, то мы готовы сотрудничать. Кстати говоря, украинская сторона заявила, что доверяет турецким партнерам и не доверяет Москве и что ей нужны гарантии безопасности. Представитель МИД Украины повторил тезис президента Владимира Зеленского о том, что лучший способ навести порядок в Черном море — поставить еще больше вооружения республике. К слову, Анкара дает понять, что за труды хотела бы получить малую долю: она готова сама купить украинское зерно, но со скидкой в 20-25%.
При этом Лавров озвучил тезис, который можно назвать ключевым. Сергей Викторович недвусмысленно дал понять, что в действительности проблемы-то никакой нет. Украина не является глобальным мировым зерновым экспортером, 1% рынка — не больше. На самом деле Россия может самостоятельно спасти мир от голода, нужно только снять санкции. Да и без морского пути вполне можно обойтись — есть белорусский транзит по железной дороге, но для его запуска опять же нужно снять санкции.
Западный мир и Киев со своей стороны обвиняют Москву в воровстве украинского зерна, и ограничительные меры никто не собирается отменять. Хотя США вроде бы готовы разрешить ненадолго продавать белорусские калийные удобрения в обмен на железнодорожные поставки. Таким образом, прорыва явно не случилось. При этом диалог продолжается, но чем он закончится, сказать сложно. Заметно, что турецкая сторона явно опережает события и слишком оптимистично оценивает ситуацию.
Теперь о главном: возможно ли действительно возобновление переговоров между Россией и Украиной? Вряд ли.
У сторон нет единого мнения, с каких позиций их начинать и чего в итоге добиваться. Лавров назвал требования Зеленского отойти на позиции до 24 февраля нереалистичными. В том, что делать дальше и каким путем идти, нет единства и на Западе. Поэтому нетрудно предположить, что когда этот общий знаменатель будет найден, тогда что-нибудь да и сдвинется с мертвой точки. Но когда это произойдет? Этот вопрос, как говорится, остается открытым.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".