Не понравились масштабы
Жители Ульяновска просят губернатора отменить строительство в пойме Свияги
Жители Ульяновска просят губернатора и мэра остановить реализацию планов по застройке поймы Свияги, а также отменить постановление регионального правительства о придании статуса «масштабного» проекту строительства жилкомплекса «Новое поколение». Свою просьбу жители обосновывают тем, что строительство погубит флору и фауну прибрежной зоны, нарушит экологический баланс. Соответствующее обращение направлено губернатору и мэру, а также природоохранному прокурору и полпреду президента в ПФО.Чиновники заявляют, что пока ничего окончательно не решено», однако аргументы ульяновцев не принимают. Эксперты и правозащитники считают, что необходимо менять подходы в градостроительстве, в противном случае отсутствие прозрачности в этой сфере будет приводить к появлению новых точек недовольства.
В пятницу инициативная группа жителей Засвияжского района Ульяновска официально передала в приемные глав региона и Ульяновска обращение к губернатору Алексею Русских и мэру Ульяновска Дмитрию Вавилину (с копиями — полпреду президента в ПФО, в комитет Госдумы по экологии, и природоохранному прокурору), в котором выражают протест против строительства нового жилого комплекса в пойме реки Свияги. Всего под обращением стоит 340 подписей жителей микрорайона около улицы Шолмова и поселка Вырыпаевка.
О готовящемся строительстве жители узнали случайно, когда в конце февраля увидели рабочих, выполняющих бурение около пруда, на защиту которого до этого вставал микрорайон, требуя недопущения его засыпки при строительстве детсада. В ответе на запрос жителей администрация района сообщила, что геологические изыскания проводились ООО «Новое поколение» на сновании распоряжения облправительства № 463пр «О присвоении статуса масштабного инвестиционного проекта жилищного строительства» (от 10 сентября 2021 года).
Согласно приложенному к решению бизнес-плану, компания-застройщик «Новое поколение» планирует построить в пойме Свияги жилкомплекс из 27 многоквартирных жилых домов (МКД) на участке общей площадью 22,26 га. Общая площадь жилья должна будет составить 108091 кв. м, на 3200 жителей города. На этом участке также расположен пруд, который жители уже защищали от засыпки, кроме того, основной участок строительства по генплану находится в зоне зеленых насаждений общего пользования, на которой без корректировки генплана и соответствующих общественных обсуждений строительство невозможно.
Ульяновцы в обращении заявляют, что «третий год борются за сохранение пруда на Шолмова именно ради сохранения его экосистемы», «пруд имеет подземную и наземную гидравлическую связь со Свиягой и по закону должен являться федеральной собственностью, в отношении него должен применяться охранный режим в соответствии с законодательством», «однако действия по исследованию и постановке на учет водного объекта не произведены и не планируются». Называя Свиягу «заповедником Ульяновска», где «замечены виды фауны, занесенные в Красную книгу», горожане отмечают, что вместо зеленой рекреационной зоны, «куда приходит отдыхать весь микрорайон», получится лишь новое место переуплотненной застройки. Они просят губернатора и мэра «запретить застройку природных и прибрежных территорий, уничтожение водных объектов», отменить распоряжение облправительства № 463пр, «поставить пруд на соответствующий учет» и присвоить территории статус ООПТ.
В середине мая они уже собирались на сход, чтобы выразить свой протест властям. В минувшую пятницу проблему застройки на «строительном часе» профильного комитета регионального заксобрания поднял депутат Матвей Володарский, отметивший, что органы власти «не оставляют ничего другого, кроме как выходить на улицу и протестовать». Представители власти заявили в ответ, что «пока еще по „Новому поколению“ окончательно ничто не решено», «статус масштабного инвестпроекта лишь дает застройщику право на получение участка без конкурса, но земля не выделялась», «еще предстоят рассмотрение проекта на заседании архитектурного градосовета и общественные обсуждения», «пруд засыпать никто не будет». В то же время курирующий сферу строительства замминистра ЖКХ и строительства Константин Алексич заметил, что «для того, чтобы благоустроить набережную, мы должны заинтересовать застройщиков», что «это не пруд, а территория со сточными и талыми водами» и что «оценку должны давать профессионалы, «потому что жители всегда против, чтоб кто-то что-то строил, как это было с детсадом около пруда». Владелец строительной компании «Риял», депутат заксобрания Гюльага Гусейнов вообще назвал пруд «котлованом, который надо засыпать».
В «Новом поколении» на запрос «Ъ» ответили, что пока еще только «идет согласование дорожной карты реализации проекта», вопросы смены статуса зон и получения разрешения на строительство пока не поднимались. «При условии успешного согласования дорожной карты старт работ возможен не ранее, чем через год. Мы действуем строго в рамках правового поля»,— ответили в компании, отметив, что «никакой застройки пруда не предполагается», напротив, предусматривается его благоустройство.
Экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора, эксперт ОНФ Александр Каплин считает, что прежде чем выносить тему на общественные обсуждения, необходимо пройти экологическую экспертизу, «поскольку получается, что застройщик залезет в водоохранную зону». «Я считаю, что антропогенная нагрузка как на пруд, так и на всю Свиягу с реализацией этого проекта будет настолько велика, что ее ничем компенсировать будет невозможно»,— сказал „Ъ“ господин Каплин, отмечая, что строительство приведет и к разрушению части «зеленого щита Ульяновска», в проектировании которого он участвовал.
Ульяновский правозащитник, независимый юрист Константин Толкачев не уверен, что будут исполнены все обещания, поскольку «из ответов Алексича складывалось впечатление, что власти уже все решили и проект поддерживают», а «статус „масштабного инвестпроекта“ является своего рода пропуском, дающим „зеленую улицу“, и вряд ли кто-то кроме губернатора осмелится остановить проект». Он также обратил внимание на то, что «законодательство региона построено так, что сами жители оказались в стороне, и мнение горожан никого не интересует, есть лишь интерес девелопмента и власти». «На все это накладывается закрытость власти в сфере градостроительства, которая перешла по наследству от губернатора Морозова. Эта непрозрачность порождает недовольство граждан, и пруд — не единственная горячая точка. Если все останется как прежде, их будет все больше. И все это может привести к политическим последствиям как для губернатора Алексея Русских, так и для его команды»,— отметил правозащитник.