Выборы сохранят на бумаге
В Татарстане не будут голосовать электронно в 2022 году
Татарстан осенью 2022 года не будет использовать дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на дополнительных выборах депутатов Госсовета и муниципальных образований. Однако возможность применения ДЭГ в скором времени будет закреплена в Избирательном кодексе региона. Против такой формы голосования выступают депутаты КПРФ и ЛДПР, считая, что перед ними «закрывают двери» по контролю за избирательным процессом. Также они прогнозируют «много нарушений» на выборах из-за запрета партиям направлять в участковые и территориальные комиссии своих представителей с правом совещательного голоса.
Татарстан в 2022 году не будет использовать ДЭГ на выборах в единый день голосования 11 сентября. Об этом заявил председатель ЦИК республики Андрей Кондратьев, сославшись на решение Центризбиркома России. Господин Кондратьев пояснил, что в этом году в Татарстане крупные избирательные кампании не запланированы. «Мы будем только выбирать депутатов Госсовета в двух округах»,— сказал он. Кроме того, дополнительные выборы пройдут в 32 районах республики, где вакантными остаются 172 мандата муниципальных депутатов.
Напомним, в марте 2022 года Госдума законодательно утвердила правила проведения ДЭГ и разрешила субъектам РФ использовать на своих выборах собственные платформы (пока такая есть только у Москвы, а регионы голосуют на федеральной платформе). Кроме столицы РФ, онлайн-голосование ранее протестировали Ярославская, Курская области, Севастополь, Мурманская, Нижегородская и Ростовская области. А впервые эксперимент с ДЭГ прошел на выборах в Мосгордуму в 2019 году в трех избирательных округах. Результаты онлайн-голосования и организацию контроля за подсчетом электронных голосов критиковала оппозиция.
Господин Кондратьев в прошлом городу говорил, что в республике «технически отработали возможность электронного голосования». «Я считаю, что у нас есть реальная возможность со следующей избирательной кампании, посмотрев итоги выборов депутатов Госдумы, вступить в этот проект и принять активное участие»,— отмечал глава избиркома. Тем не менее по решению ЦИК РФ в 2022 году в эксперименте буду участвовать лишь восемь регионов: Калининградская, Калужская, Курская, Новгородская, Псковская, Томская и Ярославская области. Также онлайн-голосование будет применяться на выборах муниципальных депутатов в Москве.
Возможность применения ДЭГ в Татарстане в будущем закрепляется в Избирательном кодексе республики. Соответствующие изменения во вторник одобрили большинство членов комитета Госсовета по госстроительству и местному самоуправлению. В первом чтении проект поправок в кодекс, который внес глава комитета Альберт Хабибуллин («Единая Россия»), будет рассмотрен на сессии республиканского парламента 15 июня.
Однако против ДЭГ выступил глава фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов, который является заместителем председателя профильного комитета. «Конечно, ковид „помог“ изменению избирательного законодательства. Если бы не было ковида, то вряд ли эти изменения могли бы быть внесены»,— сказал он, выступая на заседании комитета. «Мы видели в Москве, как прошло ДЭГ. Когда голосовали бюллетенями, наши депутаты побеждали, а проголосовали дистанционно — одни минусы. По нашему мнению, дистанционное электронное голосование не поддается контролю»,— посетовал он.
Господин Миргалимов подчеркнул, что КПРФ «категорически против ДЭГ». «Это ущемляет демократические права наших избирателей и закрывает щели и двери партиям по наблюдению и по контролю за голосованием»,— подчеркнул коммунист, отметив, что дистанционное голосование использовали «наши так называемые враги — США». Хафиз Миргалимов предупредил, что «не надо забывать о хакерах, они же никуда не делись»: «Посмотрите, персональные данные из банков крадут, выбрасывают в социальные сети». Коммунист выразил опасение, что ДЭГ могут применить в Татарстане уже в 2024 году, когда будут проходить выборы депутатов Госсовета.
Представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев при голосовании по этому вопросу на заседании комитета воздержался. Эксперимент с ДЭГ в Москве он называл «удачным»: «Он показал несостоятельность на данный момент такого вида голосования». По словам депутата, «наблюдение за таким голосованием просто невозможно», поскольку его результаты «диаметрально отличаются от тех, которые показывает голосование в урнах».
В то же время член «Единой России» Римма Ратникова указала, что «цифровизация идет и система развивается». «Ну на год, на два, на три мы это затормозим, но все равно же это будет. Лучше думать больше о том, как систему контроля отлаживать. А то что? Можно остановить прогресс? Это совершенно невероятное!» — сказала она. Андрей Кондратьев попытался успокоить представителей оппозиции, пообещав, что применение ДЭГ в Татарстане будет обязательно обсуждаться с политическими партиями.
Поправки в Избирательный кодекс содержат и другие новшества. В частности, партии и кандидаты больше не смогут направлять своих людей в участковые и территориальные комиссии в качестве их членов с правом совещательного голоса (такая возможность остается на уровне региональных избиркомов и ЦИК России). В то же время, обратил внимание господин Кондратьев, кандидаты и партии смогут направлять по три наблюдателя в каждую комиссию (сейчас только двух).
Эдуард Шарафиев назвал реформирование института членов с правом совещательного голова «большой ошибкой». «Члены ТИК имеют доступ в том числе к документам, наблюдателям такие документы не дают. Дополнительные наблюдатели никакой роли не сыграют»,— указал он. По мнению депутата, «мы будем получать массу нарушений, которые просто никто не сможет зафиксировать, потому что наблюдателей отодвигают далеко».