Финрынку меняют правила игры

К каким рискам может привести возможность вводить ограничения на движение капитала президентом

Госдума передала президенту контроль над финансовым рынком. В третьем — окончательном — чтении депутаты приняли законопроект, который позволит главе государства Владимиру Путину вводить капитальные ограничения в этом секторе. В частности, он сможет влиять на порядок операций с валютами для всех игроков, устанавливать специальные правила сделок с резидентами так называемых недружественных стран, а также определять правила выплаты дивидендов иностранцам. Зачем потребовался такой документ? И какие риски он в себе несет? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Формально ничто не мешает президенту и сейчас вмешиваться в работу финансового рынка. Антисанкционные указы, подписанные Владимиром Путиным в начале марта, сразу после введения первых ограничений, тому доказательство. Тогда россиянам запретили вывозить за рубеж свыше $10 тыс. наличными, расплачиваться валютой с нерезидентами, а экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки на внутреннем рынке. Но позже эти меры корректировались уже Центробанком или правительством.

Зачем же тогда нужен отдельный закон? Просто чтобы придать юридическое обоснование подобным жестким мерам, объясняет партнер FBK Legal Александр Ермоленко: «Есть определенная конструкция разделения властей, заложенная в Конституции. Это сфера Центрального банка и правительства, не президента. И поскольку глава государства попал в эту сферу с общего согласия, таким образом не совсем конституционному положению, которое создалось, придается более правовая форма».

Об этом же говорят и в Центробанке. Как отметил зампред регулятора Алексей Гузнов в ходе обсуждения документа в профильном комитете Госдумы, ряд его положений и так действуют. А придать ему форму закона посчитали обоснованным прежде всего «с точки зрения восприятия обществом». Однако, если мартовские указы президента можно считать форс-мажорными решениями, то теперь вполне законно менять правила игры на финансовом рынке в любое время, продолжает Александр Ермоленко:

«Есть закон о Центральном банке, о правительстве, о банках и банковской деятельности, о валютном контроле и регулировании. Сначала у нас была создана децентрализованная система для решения этих вопросов.

Но поскольку у нас экстренная, кризисная ситуация, мы централизуем эту власть в руках президента и дальше описываем это в законе.

А технические вопросы, то есть решение, подготовка актов, оценка последствий — это все остается за госорганами, правительством, министерствами и Центральным банком».

Как говорится в пояснительной записке, новые правила позволят обеспечить финансовую стабильность страны в условиях повышенного санкционного давления. Тем более что у президента будет возможность передать часть полномочий правительству или Центробанку. Однако главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, наоборот, видит в этом законе серьезные риски для финсектора:

«Мы на самом деле хорошо видели неаккуратные формулировки указов, когда, например, в одном было написано что-то, что потом комментировал Центральный банк. Хотя не очень понятно, в какой степени разъяснения регулятора могут поправлять указ президента. Конечно, хорошо видно, что компетенций для полноценного выполнения таких мер у администрации недостаточно».

К тому же, если в администрации президента вдруг решат запретить обращение доллара или принуждать конвертировать его по фиксированному курсу, ничто этому не помешает. Но насколько это действительно обоснованно, определить будет сложно, говорят собеседники “Ъ FM”. Так что лучше, если положения этого закона применять все же не потребуется, отмечает независимый экономический эксперт Семен Новопрудский:

«Это такая попытка, которая скорее относится к природе российской власти, а не к какой-то необходимости. Все укладывается, с одной стороны, в логику текущих событий. С другой стороны, конечно, этот закон относится к тем, которые лучше бы никогда не исполнялись. То есть понятно, что все перечисленные в нем действия являются форс-мажорными. В нормальной ситуации такого рода ограничения вообще в принципе применять незачем».

При этом собеседники “Ъ FM” согласны, что в условиях серьезного санкционного давления гибкость в приятии решений лишней не будет. Однако надо понимать, что текущее положение так или иначе временное, а вот законы вряд ли кто-то отменит.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента