«Лучшая защита от инфляции»
В начале июня максимальные ставки по вкладам крупнейших российских банков закрепились ниже уровня 10% годовых. Это ниже уровня инфляции в стране. Директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Майоров поделился с «Деньгами» ожиданиями по инфляции, а также рассказал об инвестиционных продуктах, защищающих от ее роста.
— Насколько текущий уровень реальной процентной ставки комфортен для частных инвесторов?
— Абсолютно некомфортен не только для инвесторов, но и для вкладчиков. В памяти последних еще сохранились воспоминания о том, что депозитная ставка может превышать 20%, в начале марта такие ставки были у многих крупных банков. Но срочность таких продуктов была очень короткой, и те из россиян, кто открывал вклады в начале марта, в июне столкнутся с ситуацией, при которой уровень процентной ставки будет заметно ниже индекса потребительских цен. Основной причиной ухудшения условий по депозитам стало снижение ключевой ставки ЦБ с 20%, которая была в начале марта, до 11% в конце мая. Эти шаги оказали влияние и на долговой рынок, например, доходности долгосрочных ОФЗ (облигации федерального займа.— "Деньги") опустились ниже 10%, что также не мотивирует инвесторов покупать такие активы, так как отрицательная реальная ставка по таким бумагам составляет порядка 8%. При таком ее уровне сбережения достаточно быстро будут обесцениваться, и вопрос защиты от инфляции становится как никогда важным.
— Какие инвестиционные продукты с защитой от инфляции доступны частным инвесторам на рынке коллективного инвестирования?
— Попробовать защитить свой капитал можно приобретая облигации с индексацией номинала на инфляцию, так называемые линкеры. К таковым можно отнести ОФЗ 52-й серии. К тому же по таким бумагам выплачивается купон, который составляет 2,5% годовых, это позволяет обгонять инфляцию на больших горизонтах.
На текущий момент средняя годовая доходность ОФЗ-ИН, рассчитанная с 2015 года, опережает среднюю годовую инфляцию на 4%, что, согласитесь, очень привлекательно для простого инвестора, который хочет сберечь свои деньги от инфляции.
На основе линкеров мы в конце прошлого года создали биржевой ПИФ «Ингосстрах Инфляционный». Этот фонд отличается от других продуктов на рынке тем, что имеет в своем составе преимущественно линкеры. Тем самым мы попытались популяризировать в широкую массу инвесторов инвестиции с защитой от инфляции. С начала года эти инструменты показали двузначную доходность.
— Основу фонда составляют несколько выпусков ОФЗ-ИН, которые доступны любым частным инвесторам, имеющим брокерский счет. Зачем прибегать к услуге УК, которая за свою работу берет комиссию, проще самостоятельно купить такие облигации?
— Действительно, в портфель входит только четыре выпуска инфляционных ОФЗ, то количество бумаг, которое есть на рынке. Мы понимаем, что это небольшая диверсификация и ценность данного инструмента для опытного инвестора не очень высокая. Но мы ориентируемся на начинающих инвесторов, которым сложно самостоятельно разобраться в тонкостях инвестирования и управления портфелем ценных бумаг. К тому же при длительном владении паями БПИФа инвестор получает налоговый стимул, который есть в форме паевого фонда. Налоговые льготы на длинном горизонте позволяют окупить комиссию управляющей компании, которая по нашему фонду составляет только 0,15%, одна из самых низких на рынке. Помимо комиссии управляющей компании есть также комиссии для специализированного депозитария, регистратора и биржи. Интересным для инвестора может быть открытие стандартной стратегии доверительного управления "Инфляционная", в которую вшит наш БПИФ, а при открытии стратегии со счетом ИИС инвестор получит право на налоговый вычет. Открыть такой продукт можно не имея брокерского счета, а физических лиц, не имеющих такие счета, в России еще очень много.
— Почему на рынке так мало инфляционных облигаций?
— Это хороший вопрос. На конференции «Эксперт РА» мы поднимали эту тему, выступали с инициативой об увеличении количества подобных бумаг за счет корпоративного сегмента. Но есть объективная причина их отсутствия: у компаний почти нет так называемого натурального хеджа от инфляции, чтобы выпускать подобные бумаги. К сожалению, в стране очень мало инфраструктурных проектов, в которых вшита тарификация на инфляцию.
Ранее было два выпуска инфляционных облигаций ФСК и РЖД, которые скоро гасятся и из-за внутренней механики уже не являются таковыми. Как минимум от этих двух эмитентов можно ожидать появления новых линкеров, ведь в их тарифах заложена индексация цен на уровне инфляции. Мы ждем и от других инфраструктурных проектов выпуска подобных облигаций. Инвесторы получат интересный продукт, а компании и экономика — необходимое в кризисных условиях финансирование.
— Насколько БПИФ «Инфляционный» может быть интересен институциональным инвесторам?
— Для институциональных инвесторов такие продукты даже более интересны, чем для частников, потому что дают заметную экономию на бэк-офисе. Таким инвесторам достаточно купить всего лишь один фонд, учитывать его как одну бумагу, платить за нее не очень высокую комиссию и не прибегать к услуге наемной управляющей компании, которая так же купит инфляционные ОФЗ, но возьмет за это более высокую комиссию.
— Всем институциональным инвесторам могут быть интересны такие БПИФы?
— По нашим оценкам, целевой наш клиент — это институционал с объемом активов до 10 млрд руб. Более крупные инвесторы могут себе позволить наем команды управляющих с минимальным количеством людей, которые обеспечат такую же эффективность и результат управления, как и наш фонд. При этом я бы отметил, что БПИФ может быть интересен не только НПФ, но и небольшим страховым компаниям, инвестиционным фондам.
— Насколько антиинфляционные продукты сохранят привлекательность на горизонте нескольких лет, ведь ЦБ ожидает довольно быстрого снижения инфляции в стране?
— В этом вопросе очень важно, что будет происходить с мировой экономикой в 2023 году. По нашим прогнозам, а также ожиданиям крупнейших международных инвестдомов, в следующем году возможна рецессия, и связана она будет в первую очередь с ростом цен на продовольствие. Уже сейчас мы видим, что темпы роста цен на продовольствие в ряде стран максимальны не просто с 2008 года, а с 80–90-х годов. При этом в России инфляция может быть даже несколько ниже, чем в мире, в связи с введенными ограничениями на экспорт продовольствия, в первую очередь зерновых. Вместе с тем на горизонте года инфляция в стране, по нашим ожиданиям, составит порядка 8% в абсолютном выражении. В дальнейшем она будет замедляться, но сомневаемся, что в 2024 году удастся достичь отметки 4%. Точный ее размер на таком горизонте и при таком объеме неизвестных спрогнозировать сложно.