Стены и цены

Сколько стоит отгородиться от нелюбимых соседей

Это изобретение придумали еще до нашей эры. Но особенную популярность оно обрело в последние годы. Стены, заборы, разделительные барьеры строят на границах по всему миру. «Деньги» предлагают вашему вниманию семерку самых дорогих и знаменитых пограничных стен всех времен и народов.

№7 Латвийская стена: €21,2 млн плюс большие планы

Пограничный забор между Россией и Латвией. Строительство еще сильно далеко от завершения

Фото: SOPA Images / LightRocket / Getty Images

В 2015 году Латвия запустила проект по укреплению и модернизации латвийско-российской границы, общая протяженность которой составляет 282,6 км. На границе предполагали построить забор высотой 2 м (на некоторых участках — до 2,7 м) без учета колючей проволоки, оснащенный датчиками движения. Первоначально планировать закончить работы в 2019 году, потом окончание строительства было перенесено на 2020 год, но этот срок также не был выдержан. Проект оценивался в €21,168 млн, позднее было предложено выделить дополнительно €5,6 млн. К 2017 году был построен забор длиной 23 км, к марту 2019 года — 93 км.

Осенью 2021 года было запущено строительство забора из колючей проволоки на латвийско-белорусской границе (общая протяженность границы — 173 км, длина забора должна была составить 134 км). Но в марте 2022 года выигравшая тендер компания Citrus Solutions отказалась от участия в проекте из-за ожидаемого сильного роста цен на металл, топливо и проблем с доставкой сырья, возникших из-за санкций, наложенных на Россию и Белоруссию.

Судя по отчету МВД Латвии, подготовленному в августе 2021 года, на пограничную инфраструктуру и мероприятия по развитию приграничных районов на границе с Белоруссией планировалось потратить €29 563 142. В качестве временной меры было предложено установить на 18 различных участках границы забор из колючей проволоки общей протяженностью около 37 км (ориентировочная стоимость — €1 729 421). В отчете МВД также сообщалось о необходимости вложить €11 347 412 в модернизацию инфраструктуры на латвийско-российской границе.

В сентябре 2021 года Кабинет министров Латвии принял решение профинансировать укрепление внешней границы страны путем внедрения инновационных технологических решений на участке протяженностью не менее 65 км. Стоимость проекта, который планировали завершить к 31 декабря 2023 года, оценивалась в €15 550 397, из которых €13 217 837 ожидались из Европейского фонда регионального развития (ЕФРР), остальные средства должны были предоставить частные инвесторы.


№6 Литовская стена: €30 млн плюс большие планы

Ограждение на границе между Литвой и Белоруссией. Похоже на мечту дачника, любящего сетку-рабицу

Фото: DPA / ТАСС

В январе 2017 года власти Литвы заявили о планах строительства двухметровой вышины ограды (слово «стена» слишком громкое по отношению к этому сооружению) на границе с Калининградской областью РФ. Общая протяженность сооружения — 130 км. Проект был осуществлен в том же году и обошелся примерно в €30 млн, из которых только €3,6 млн были выделены из бюджета Литвы, остальное предоставили страны ЕС.

Летом 2021 года литовский парламент утвердил предложенный Службой охраны государственной границы Литвы план строительства защитного барьера на границе с Белоруссией. Он должен состоять из стального забора высотой 3,4 м, увенчанного 0,6 м колючей проволоки, и идущего параллельно ему заграждения из колючей проволоки высотой 3 м. По всей протяженности барьера на него предполагается установить камеры видеонаблюдения. Общая протяженность сооружения должна составить 508 км, запланированная стоимость проекта — €152,46 млн. Предполагалось, что строительство может занять от года до трех лет — в зависимости от объемов финансирования. Вскоре после начала строительство было приостановлено из-за нехватки колючей проволоки. По ситуации на январь 2022 года было построено около 200 км защитного сооружения.


№5 «Европейский вал» или «Стена Яценюка»: $61,8 млн

Арсений Яценюк (справа) в бытность свою премьер-министром Украины был главным идеологом строительства на границе с Россией «Европейского вала»

Фото: Andrew Kravchenko, Pool, AP

В сентябре 2014 года правительство Украины заявило о начале проекта «Стена» по обустройству границы с Россией. Идея принадлежала Арсению Яценюку, занимавшему на тот момент должность премьер-министра Украины, из-за чего в СМИ проект прозвали «Стена Яценюка». По плану на участке границы протяженностью около 1500 км планировалось построить комплекс защитных сооружений, в который входят траншеи, окопы, блиндажи, заграждения, оборонительные рубежи, земляные рвы шириной не менее 4 м и глубиной до 2 м, бетонные рвы, бетонные и земляные валы, башни, различные системы оптико-электронного наблюдения и электронно-сигнализационные комплексы.

В октябре 2014 года господин Яценюк официально переименовал проект «Стена» в «Европейский вал». Первоначально строительство планировалось завершить в 2018 году, затем срок был передвинут на 2025 год. По ситуации на май 2021 года готовность «Европейского вала» оценивалась в 51,4%. К этому моменту на строительство проекта было израсходовано 1,7 млрд гривен (около $61,8 млн), Государственная пограничная служба Украины запросила в госбюджете дополнительное финансирование в размере 4,5 млрд гривен (около $163,6 млн). В феврале 2022 года строительство «стены Яценюка» было остановлено.


№4 Израильская стена: около $4 млрд

Забор на границе Израиля с Палестинской автономией. Для одних — символ оккуппаци...

Фото: Mohamad Torokman / Reuters

В Государстве Израиль идея строительства барьера, отделяющего районы проживания еврейского и палестинского населения, впервые была выдвинута в 1992 году премьер-министром Ицхаком Рабином. Первый участок был построен в 1994 году. Строительство продолжилось в 2002 году при премьер-министре Ариэле Шароне. В настоящее время израильский разделительный барьер (его называют также разделительной стеной и забором безопасности), отделяющий Израиль от Западного берега, имеет протяженность около 720 км. На его постройку было израсходовано примерно 8–9 млрд шекелей (более $2 млрд, точную цифру назвать сложно из-за колебаний валютного курса), ежегодные расходы составляют около 140 млн шекелей (по текущему курсу — около $41 млн).

Примерно 90–95% барьера состоит из «многослойной системы ограждений», состоящей из трех заборов, два из которых — внешние, дополнены колючей проволокой наверху, а средний, легкий, оснащен детекторами движения. В инфраструктуру также входят 60-метровая полоса отчуждения, противоавтомобильный ров и дорожки для патрулирования с обеих сторон барьера.

Меньшая часть забора состоит из бетонных секций шириной 3 м и высотой до 8 м. Бетонные стены установлены преимущественно в городах и в тех местах, где были случаи убийства израильтян снайперами.

...для других — символ безопасности

Фото: NurPhoto / Getty Images

В апреле 2022 года Израильская министерская комиссия по вопросам безопасности утвердила выделение 300 млн шекелей (около $94 млн) на модернизацию 40-километрового участка барьера.

В 1994 году также было начато строительство защитного заграждения на границе с сектором Газа. Впоследствии система пограничных сооружений неоднократно модернизировалась. В настоящее время она состоит из трех ограждений. Первое, самое старое и простое,— забор с колючей проволокой наверху. Второе, на расстоянии 20 м от первого,— еще один забор, но оснащенный датчиками движения. Третье ограждение отделено от второго буферной зоной шириной 70–150 м. Датчики движения установлены как на земле, так и на ограде, высота которой достигает 7 м.

На расстоянии 2 км друг от друга установлены сторожевые башни с пулеметами с дистанционным управлением (они заменяют солдат, которые могут стать мишенью для снайперов).

Строительство этой системы защитных сооружений было завершено в 2006 году. Стоимость проекта оценивалась в эквиваленте $220 млн.

В 2017–2021 годах на границе с Газой был построен «антитуннельный барьер» — уходящее под землю на несколько метров бетонное ограждение по всей длине границы, которое должно предотвратить возможность перехода границы через подземные туннели. Надземная часть этого барьера состоит из ограды высотой 6 м. Стоимость строительства оценивалась в 3 млрд шекелей ($833 млн).


№3 Берлинская стена: более $6,3 млрд

Берлинская стена отделяла социализм от капитализма с 1961 по 1989 год

Фото: HUM Images / Universal Images Group / Getty Images

Строительство Берлинской стены (в ГДР ее называли антифашистским защитным барьером) началось в ночь с 12 на 13 августа 1961 года. Вначале были установлены заграждение из колючей проволоки и бетонная стена. В 1962–1965 годах было усовершенствовано проволочное заграждение, в 1965–1975 годах модернизации подверглась бетонная часть сооружения. Наконец, в 1975–1980 годах была создана четвертая (и последняя) версия стены. В этот период вместо старых конструкций были установлены около 45 тыс. блоков из усиленного бетона высотой 3,6 м, шириной 1,2 м и весом 2750 кг.

Цена одного блока составляла 359 марок ГДР. Всего было использовано около 45 тыс. подобных блоков.

Таким образом, только эти стройматериалы стоили 16,155 млн марок ГДР ($3,638 млн). Кроме бетонного ограждения общей протяженностью 106 км на границе было также установлено ограждение из металлической сетки (66,5 км), сигнальное проволочное ограждение под электрическим током (127,5 км), решетки с острыми шипами, рвы с водой, следовая полоса, конвойная полоса, 302 сторожевые вышки и другие пограничные сооружения.

Ввиду того что создание Берлинской стены было растянуто во времени, а часть работ выполняли военнослужащие, сложно оценить общую стоимость ее постройки. Только с 1961 по 1964 год на ее строительство и содержание было израсходовано около 400 млн немецких марок Немецкого эмиссионного банка (название «марка ГДР» появилось в 1968 году). По официальному курсу эта сумма примерно равнялась $100 млн. Вряд ли стена четвертого поколения обошлась дешевле, так что при расчете общей стоимости Берлинской стены эту сумму можно как минимум удвоить. Насколько больше были реальные расходы, оценить невозможно из-за отсутствия доступной информации. Но гораздо значительнее были расходы на ее содержание. В 1970 году они составили 610 млн марок ГДР, в 1983 году — 990 млн марок, в 1989 году — 1,1 млрд марок.

Разрушение стены начали энтузиасты вечером 9 ноября 1989 года, 13 июня 1990 стартовал официальный демонтаж. Большая часть сооружений была убрана к ноябрю 1991 года. По самым скромным оценкам, за весь период существования Берлинской стены на нее было израсходовано более 17 млрд восточногерманских марок (насколько именно больше, оценить сложно из-за недостатка информации). Это очень примерно соответствует $6,3 млрд по официальному курсу. Следует учитывать, что этот официальный курс был искусственным, а курс черного рынка, на котором восточногерманская марка ценилась в десять раз ниже, отражал скорее популярность западных товаров в ГДР, чем реальное соотношение валют.


№2 «Стена Трампа»: $11–12,8 млрд

Дональд Трамп хотел поставить надежный заслон на границе США с Мексикой, но за один президентский срок не успел

Фото: Carlos Barria / Reuters

Во время избирательной кампании перед выборами президента США 2016 года Дональд Трамп неоднократно заявлял, что в случае избрания прикажет построить стену на всем протяжении мексиканской границы (3145 км) и заставит Мексику оплатить ее постройку. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето отказался финансировать строительство стены. Постройка так называемой стены Трампа осуществлялась исключительно на американские деньги, в основном на бюджетные. Оценки полной стоимости проекта колебались от $8 млрд до $70 млрд.

25 января 2017 года уже вступивший в должность президента Дональд Трамп подписал исполнительный указ 13 767 о строительстве стены на границе США с Мексикой. В декабре 2018 года президент в законопроекте о бюджете запросил $5,7 млрд на строительство бетонного защитного барьера длиной 215 миль (346 км). Конгресс согласился одобрить расходы в размере $1,4 млрд, но не на строительство, а на замену заборов на участках длиной 124 мили (200 км). Конфликт президента с конгрессменами привел к приостановке работы правительства США на 35 дней. Для финансирования постройки 15 февраля 2019 года Трамп объявил режим чрезвычайного положения, что позволило ему привлечь дополнительные средства по линии Министерства обороны.

Всего за время пребывания Дональда Трампа в должности президента на строительство стены было выделено около $15 млрд ($5 млрд из средств, предназначенных для таможенной деятельности и защиты государственной границы, еще $10 млрд — по линии Министерства обороны, в том числе $6,3 млрд, предназначавшихся на борьбу с наркотиками, и $3,6 млрд — на строительство для нужд вооруженных сил).

Еще до прихода Трампа в Белый дом на границе с Мексикой были построены заграждения общей протяженностью 645 миль (1038 км): на участке длиной 345 миль (570 км) они преграждали путь пешеходам, на участке длиной 300 миль (483 км) — препятствовали проезду автотранспорта.

Страны в начале стены

В конце января 2022 года сообщалось о начале строительства стены на границе Польши с Белоруссией. Решение было принято после миграционного кризиса лета 2021 года. Строительство стены высотой 5,5 м и длиной около 186 км (примерно половина протяженности польско-белорусской границы) оценивалось в €353 млн. Предполагалось, что строительство завершится в июне. Министерство обороны Польши ранее заявляло о планах строительства забора или стены на границе с Калининградской областью России.

Еще в 2014 году Эстония приняла решение об усилении пограничной инфраструктуры на самом сложном участке — на отрезке 23,5 км, начиная от точки соединения границ Латвии, России и Эстонии до пограничного пункта Лухамаа. В марте 2016 года власти Эстонии одобрили план устройства «высокотехнологичной сухопутной границы» с Россией. Планировалось модернизировать пограничную инфраструктуру, в частности построив забор высотой 2,5 м и протяженностью около 90 км (общая длина российско-эстонской границы — 333,7 км, из них 89,5 км составляет сухопутная граница), а также установив электронную охранную систему. Проект планировалось завершить в 2018 году — в год столетия Эстонской Республики. Затем срок окончания был перенесен на 2026 год, в мае 2022 года было объявлено о планируемом завершении большей части работ к концу 2025 года. По сообщениям эстонских СМИ, первый участок длиной 23,5 км должен быть готов летом 2022 года, начаты работы на втором участке длиной 40 км. Сейчас проект обустройства всей границы оценивается в €130,5 млн, стоимость строительства первого участка — €20 млн.

В ноябре 2021 года с предложением усилить систему защиты на границе с Россией с целью защиты от нелегальной миграции выступил бывший министр внутренних дел Финляндии Кай Микканен. Протяженность границы Финляндии и России составляет 1343 км. В настоящий момент установлена изгородь из колючей проволоки, не мешающая нелегальным мигрантам пересекать границу. В апреле 2022 года данный вопрос снова стал активно обсуждаться в Финляндии. Один из обсуждаемых аспектов — протяженность защитного барьера: должен ли он покрывать большую часть границы или пограничные заборы нужно возводить только на отдельных участках, в так называемых зонах повышенного риска — на территориях, прилегающих к пунктам пересечения границы.

По ситуации на конец октября 2020 года общая длина пограничных заграждений составила всего 669 миль (1077 км). Таким образом, общая длина пограничных сооружений в период президентства Трампа почти не увеличилась.

Вместо первоначально предложенной бетонной стены происходила установка забора из стальных панелей, устанавливаемых в бетон. Верхняя часть забора закрывалась стальными плитами. Высота конструкции — от 5,5 м до 9 м. В комплекс также входят сенсоры движения, осветительные приборы, камеры наблюдения, на отдельных участках — дороги, параллельные стене. Стена не является непрерывной: на построенных участках в ней есть разрывы и соединения с более старыми конструкциями. В основном новая стена устанавливалась рядом со старыми заграждениями или вместо них. Тем не менее стоимость постройки на участке длиной в 1 милю (1,6 км) составляла в среднем $20 млн, а на отдельных участках достигала $46 млн за милю. 3 мили стены в штате Техас были построены на частные пожертвования организацией We Build the Wall, сумевшей привлечь более $25 млн.

В январе 2020 года понесенные бюджетом расходы на строительство стены превысили $11 млрд. Президент Байден вскоре после вступления в должность в январе 2021 года распорядился немедленно прекратить строительство стены на мексиканской границе. В июне того же года Байден вернул выделенные на строительство стены $2,2 млрд Министерству обороны для осуществления ранее отмененных 66 оборонных проектов.

Таким образом, общие расходы на строительство «стены Трампа» можно оценить в $11–12,8 млрд.


№1. Великая Китайская стена: более $100 млрд

С Великой Китайской стеной по длине не способна соперничать ни одна из пограничных «стен» современности

Фото: Максим Кваша, Коммерсантъ

Первые небольшие стены на территории современного Китая появились еще в III веке до нашей эры, в период Сражающихся царств. Их строили местные правители для защиты от соседей. После объединения Китая под властью царства Цинь основателем новой империи Цинь Шихуанди оборонительные стены между царствами были снесены. Сохранена была лишь северная часть этих стен, соединенных затем между собой для защиты от кочевников хунну, населявших степи к северу от Китая. Так возникла Великая Китайская стена. Строительство шло примерно девять-десять лет, в нем участвовало, по разным оценкам, от 300 тыс. до 2 млн человек. Десятки, если не сотни тысяч строителей погибли во время постройки. Для строительства использовались местные материалы: на равнинах — преимущественно утрамбованная земля, в гористой местности — камень. От этой, первой, Великой стены до наших дней мало что сохранилось. Ее точная длина и расположение неизвестны. При последующих династиях стену ремонтировали, продлевали, укрепляли.

Те участки стены, которые можно увидеть сегодня, были построены преимущественно в период правления династии Мин (1368–1644). В эту эпоху в строительстве вместо утрамбованной земли стали активно использоваться кирпичи и камень, были построены проходы сквозь стену и тысячи сторожевых башен. Средняя высота стены — 7,8 м, толщина у основания — 6,5 м, наверху — 5,8 м.

Согласно данным, опубликованным в 2012 году Государственным управлением по охране культурного наследия КНР, до нашего времени сохранились 10 051 секция стены, 1764 вала и траншеи, 29 510 отдельных строений, 2211 укреплений и проходов. Общая протяженность стен и траншей — 21 196 км 180 м, в том числе 8851 км 800 м приходится на сооружения, построенные в период правления династии Мин.

Стоимость строительства, растянувшегося на долгие века и проходившего в условиях феодализма, оценить невозможно. Можно примерно понять, сколько бы стоил подобный мегапроект в наше время.

На сайте крупнейшего китайского онлайн-туроператора TravelChinaGuide опубликована примерная оценка стоимости строительства сохранившегося участка Великой Китайской стены времени империи Мин, исходя из современных расценок.

Для постройки 1 м стены требуется 6000 кирпичей (24 000 китайских юаней) и 7 кубометров известкового раствора (2800 юаней). Расходы на подготовку фундамента, другие материалы, технику, управление оцениваются в 2000 юаней. Стоимость рабочей силы (30 человек, 5 рабочих дней) — 30 000 юаней. Итого — 58 800 юаней. В такую сумму обойдется 1 м. Умножаем ее на 8 851 800 м и получаем 520,5 млрд юаней. Добавляем стоимость сторожевых башен из расчета две башни на километр стены. 17 704 башни по 200 000 юаней каждая обойдутся в 3,54 млрд юаней. 1000 проходов в стене добавляют к общей стоимости еще примерно 100 млрд юаней. Итог — 624 млрд юаней (около $93 млрд по курсу на середину мая 2022 года). Но это явно заниженная оценка, ведь общая протяженность Великой Китайской стены была намного больше.

Можно рассмотреть пример с первой стеной, которая была построена при императоре Цинь Шихуанди. Ее строили как минимум 300 000 человек в течение как минимум девяти лет. Среднегодовая зарплата в строительной отрасли Китая — около 90 000 юаней ($13 387). Умножим на девять и на 300 000. Итог — $36,145 млрд.

Если предположить, что стоимость материалов примерно равна стоимости рабочей силы, весь проект будет стоить $72,29 млрд.

Но если такова оценка первой, более короткой стены, сооруженной в основном из утрамбованной земли, то более позднее, более длинное и более позднее сооружение должно стоить заметно больше.

Опираясь на приведенные выше цифры, можно смело утверждать, что в современных деньгах стоимость Великой Китайской стены должна превышать $100 млрд.

Алексей Алексеев

Вся лента