Банкоматы настраиваются на российское производство

С какими проблемами могут столкнуться кредитные организации из-за нехватки иностранных аппаратов

Российские банки остались без импортных банкоматов, а свои появятся только через год. О том, что кредитные организации начали поиск отечественной техники, пишет РБК. Пока известно только об одной компании — это ВFS, которая до сих пор занималась поставками иностранных машин. Теперь же она получила финансирование от Минпромторга и открывает собственное производство. Новые устройства будут оборудованы процессором «Эльбрус». Однако пока на рынке не видели эту электронику в работе и не слишком доверяют ее качеству. Участники рынка уточняют, что сейчас более 60% банкоматов из Америки и Европы. А они еще в апреле свернули свою работу в России.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Также из-за ухода поставщиков невозможным стало обновление программного обеспечения. Не исключено, что финорганизациям вскоре придется разбирать старые банкоматы для донорского ремонта, говорит коммерческий директор компании-поставщика банковской техники «Европеум» Татьяна Давидис:

«Два крупнейших производителя — NCR и Diebold Nixdorf — полностью ушли с рынка и прекратили поддержку своей продукции. Это достаточно серьезный удар, потому что в банках работает много техники этих производителей, и пока не очень понятно, как дальше будет развиваться ситуация. У нас также есть банкоматы азиатских производителей — Японии, Кореи и Китая. Здесь тоже есть риски, что производители из этих стран как-то ограничат работу на нашем рынке.

Российского банкомата-рециркулятора не существует. Сам процессор "Эльбрус" — тоже пока не очень понятное изделие, которое активно не работает, нет пока прецедентов использования. Как это будет развиваться, как это все заработает и на каких чипах, комплектующих, не очень понятно. Самое важное в банкомате — это сам рециркулятор, модуль обработки банкнот, тот узел, который обеспечивает прием купюр и их выдачу.

Он обеспечивает, во-первых, стабильную, а, во-вторых, безопасную работу. То есть деньги должны приниматься, проверяться в обязательном порядке, и этот аппарат должен работать без замятий и сбоев.

Такого российского оборудования не существует. Создание устройства — процесс очень длительный, соответственно, все производители, которые сейчас рассматривают возможность создания российского банкомата, предполагают на данном этапе закупку импортных BRM.

Пока банкоматы работают, в принципе эта техника достаточно надежная, срок службы — в районе семи лет. В последние годы банки активно обновляли парк устройств, заменяли на современные машины, и, в общем-то, какой-то задел существует. Кроме того, у российских сервисных компаний есть достаточно большой опыт в ремонте такой техники. При худшем развитии событий будет как в авиационной отрасли осуществляться разбор старых устройств, замена ЗИПа».

Согласно планам российского правительства, еще в прошлом году не менее 18% банковских закупок должно было приходиться на отечественные аппараты. Финансирование для разработчиков выделил Минпромторг. Размер инвестиций в проект BFS оценивается в сумму около 1,5 млрд руб. Доля господдержки не уточняется. По данным РБК, также производством банкоматов в стране занимается «Ростех» и небольшая компания SFOUR.

Однако на рынке они неизвестны. Банки рассчитывают продержаться на складских запасах, говорит директор центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко: «У нас на складах все еще хранится оборудование, в том числе и запасные банкоматы, и части к ним. Нам хватит деталей примерно на месяца три-четыре, если аппарты будут ломаться буквально каждый день.

За опцию обслуживания в нашей компании отвечает теперь в том числе и BFS, потому что они были нашими главными поставщиками оборудования NCR. Так как у нас в России специалистов достаточно много, и несколько компаний занимались этим обслуживанием, то все бремя легло на них. Во многих банках есть самостоятельные специалисты, которые готовы и могут обслуживать.

Корейские и китайские банкоматы недорогие, и если наш будет высок в цене, то, скорее всего, его просто никому брать не захочется, и финорганизации будут использовать свои старые устройства, пока те не начнут умирать».

Без планового сервиса и обновления софта банкоматы быстро разучатся распознавать банкноты, поясняют эксперты. И риск тут не только в появлении фальшивых денег. Начиная с этого года и до 2025-го, Центробанк планирует поэтапно вводить в оборот модернизированные банкноты.

В этом году анонсировали новые сторублевки, в 2023-м — купюры достоинством в 1 тыс. и 5 тыс. руб. Банковское сообщество обратилось в Центробанк с просьбой отложить эту кампанию. Без технической поддержки иностранных производителей невозможно ввести шаблоны новых купюр, чтобы техника могла их идентифицировать. Проблема затронет не только банкоматы, но другие приборы и терминалы, обрабатывающие наличные.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Светлана Белова

Вся лента