Через Оку подороже

«УрбанТех» предложил концессию по созданию канатной дороги в Нижнем Новгороде

Московская компания «УрбанТех» обратилась в областное правительство с инициативой заключить концессионное соглашение по строительству канатной дороги через Оку в Нижнем Новгороде. Потенциальный инвестор оценил стоимость строительства канатки в 4,5 млрд руб. со сроками окупаемости более 12 лет, но в нижегородском правительстве сочли финансовую модель «УрбанТеха» слишком оптимистичной, в том числе из-за предполагаемой дороговизны билетов и оценки транспортного потока между частями города. Тем не менее, старт переговорам дан, условия сделки стороны могут обсуждать до полугода.

Нижегородский минфин счел проект новой канатной дороги сомнительным

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Совет по земельным и имущественным отношениям при правительстве Нижегородской области рассмотрел инициативу ООО «УрбанТех» по проектированию, строительству и эксплуатации канатной дороги через Оку. Ее трассировка совпадает с проектными решениями, ранее обсуждавшимися с российской «дочкой» французской компании Pomagalski S.A. (Poma).

На левом берегу потенциальный инвестор готов построить станцию канатной дороги у метро «Заречная», промежуточная точка «Тихая гавань» запланирована в районе улицы Баумана. В Нагорную часть города воздушная трасса должна выйти на проспект Гагарина рядом с Дворцом спорта.

Построить канатную дорогу «УрбанТех» намерен за три года. Ее протяженность составит почти 3,4 км. Трасса будет стоять на 18 опорах и обеспечит перевозку до тысячи пассажиров в час при пиковых нагрузках.

Интервал движения кабинок составит от минуты до трех в зависимости от времени. В часы-пик он будет минимальным. Для реализации проекта компания предложила заключить с Нижегородской областью концессионное соглашение на 25 лет. По расчетам инвестора, в создание канатной дороги над Окой придется вложить около 4,5 млрд руб. по текущим ценам, срок ее окупаемости превысит 12 лет.

В администрации Нижнего Новгорода поддержали проект, добавив, что придется вносить изменения в генплан города: для строительства воздушной трассы понадобятся 16 земельных участков, один из которых находится в частной собственности. В региональном министерстве транспорта проект считают «однозначно позитивным», но оценить его пассажирскую загрузку готовы только после окончательного принятия комплексной транспортной схемы Нижегородской агломерации.

В минфине Нижегородской области инвестиционные планы «УрбанТеха» раскритиковали, отметив, что для окупаемости затрат заявитель предполагает установить цену пассажирского билета в 173 руб. за одну поездку, и 230 руб. — для туристов.

При этом действующая канатная дорога из Нижнего Новгорода на Бор работает по тарифу в 100 руб. за поездку в одну сторону и при этой цене имеет льготные категории пассажиров. «Кроме того, в своей финансовой модели инвестор рассчитывает на пассажиропоток около 10 тыс. человек в день, это вдвое больше, чем перевозит борская дорога (3–4 тыс. пассажиров в сутки). Нас эти расчеты настораживают, мы сомневаемся, будет ли так востребована канатная дорога через Оку», — отметила замминистра Наталья Лобанова.

Председательствующий на заседании инвестсовета заместитель губернатора Егор Поляков согласился с тем, что «финансовая модель сделана очень оптимистично», но пообещал «поправить ее на этапе переговоров». В итоге члены совета решили признать целесообразным заключение концессионного соглашения с ООО «УрбанТех» на «иных условиях».

Эти условия в части финансовых параметров проекта и возврата инвестиций стороны могут обсуждать до полугода. Получить комментарии потенциального инвестора не удалось.

Компания, подконтрольная Андрею Денисенкову, создана в 2019 году и занимается интеллектуальными системами «умного города». На сайте ГК «УрбанТех» отмечено, что компания участвует в первом этапе создания интеллектуальной транспортной системы нижегородской агломерации — создает единую платформу управления транспортными системами (ЕПУТС).

За счет ее внедрения в Нижнем Новгороде и городах агломерации власти рассчитывают увеличить пропускную способность дорог до 20%, в онлайн-режиме управляя трафиком, и повысить безопасность движения. Интеллектуальная система позволит обеспечить приоритетный проезд спецмашинам, следить за работой общественного транспорта, управлять режимами работы светофоров, оперативно выявлять ДТП, прогнозировать опасные участки и так далее.

Теперь, помимо разработки систем для управления дорожным движением, компания решила попробовать свои силы в строительстве канатной дороги.

Как писал «Ъ-Приволжье», в 2021 году Poma, рассказывая о своем проекте канатки из Заречной части Нижнего Новгорода в Нагорную, оценивала стоимость проекта в 2,3 млрд руб., мощность — 500–1000 человек в час в одном направлении. К строительству компания готова была приступить в 2023 году, открыть движение — в 2024 году.

Уже действующую канатку из Нижнего Новгорода в Бор также строила Poma. Она была открыта в феврале 2012 года и за 10 лет работы перевезла более 16 тыс. пассажиров.

Роман Кряжев

Вся лента