Мая последняя машина
В Прикамье более чем на 80% упали продажи отечественных авто
Резкое снижение продаж новых авто в Прикамье, наблюдавшееся в марте и апреле, ожидаемо продолжилось в мае: по сравнению с маем 2021-го продажи сократились на 83,3%. Более чем в пять раз упал и объем поставленных на учет автомобилей Lada, всегда лидирующих по продажам в регионе. Дилеры объясняют сохраняющуюся отрицательную динамику уменьшением запасов машин на складах, ростом цен на них, возникшим из-за дефицита, а также переходом многих игроков на сбыт подержанных авто. В дальнейших прогнозах предприниматели расходятся. Часть из них уверены, что за счет укрепления на рынке китайских марок и снижения ставок по кредитам продажи выровняются, другие пока не видят предпосылок для стабилизации ситуации.
По данным аналитического агентства «Автостат», в мае в Пермском крае было зарегистрировано 424 новых легковых автомобиля, что на 83,3% меньше, чем в мае 2021-го (тогда было зарегистрировано 2535 новых машин). В целом по России в мае было поставлено на учет 24 264 машины, на 83,5% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Рост продаж в прошлом месяце не показал ни один бренд. Традиционно первое место в рейтинге по объему регистрации новых автомобилей в Прикамье заняла Lada, при этом ее продажи упали на 82,3% (171 шт. против 965 годом ранее). Продажи UAZ снизились на 91,3% (с 23 до 2).
Среди иномарок ощутимее всего сократились объемы регистрации автомобилей Skoda (6 против 144 к году, падение 95,8%), Volkswagen (7 против 135, падение 94,8%), Toyota (9 против 119, падение 92,4%). Также сильно упали продажи Nissan (–86,6%), BMW (–86,1%), Mitsubishi (–83,9%), Kia (–83,8%), Haval (–82,9%), Mercedes-Benz (–82,6%). Новых автомобилей Audi и Lexus, которых в мае 2021-го было продано 11 и 33 соответственно, в этом мае продано не было.
Относительную устойчивость на фоне других марок продемонстрировали Jeep (–50%), Geely (–58,6%), Porsche (–62,5%), Changan и Land Rover (–66,7%), а также Chery (–68,8%) и Hyundai (–74,5%).
Резкое падение пермского авторынка началось в марте — на 57% к марту 2021 года. В апреле ситуация усугубилась: продажи автомобилей снизились на 86% по сравнению с апрелем прошлого года. При этом в предыдущие два месяца ряд брендов демонстрировали рост, но это были те марки, объемы регистрации которых в регионе, в принципе, небольшие. Так, в марте выросло число поставленных на учет автомобилей Tesla (+400%, 5 против 1 в марте 2021-го), Genesis (+200%, 3 против 1), Jeep (+50%, 3 против 2), Exeed (+50, 9 против 6) и Porsche (+50%, 12 против 8). В апреле рост продемонстрировал только Exeed (4 против 3 годом ранее, +33,3%).
Причиной отрицательной динамики на рынке стало прекращение большинством иностранных автопроизводителей отгрузок машин в Россию и приостановление работы локальных производств из-за неопределенности, связанной с военной операцией РФ на Украине. Отечественный концерн АвтоВАЗ, у которого была синергия по ряду моделей и закупкам комплектующих с французским автопроизводителем Renault, также не раз приостанавливал заводы в Тольятти и Ижевске. В мае Renault реализовал свою долю (67,6%) в АвтоВАЗе подведомственному Минпромторгу РФ Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). На этой неделе на заводе автоконцерна в Тольятти возобновилось производство Lada Granta в упрощенной комплектации, ижевское предприятие пока в простое.
По словам генерального директора компании «Восток Моторс Пермь» (Hyundai, Chery, Mazda, Exeed) Александра Журавеля, продолжающееся снижение объема продаж новых машин обусловлено их ограниченным количеством на складах, а также резко возросшими ценами на них на фоне образовавшегося дефицита.
Управляющий автохолдингом «Экскурс» (Volkswagen, Skoda, Chevrolet) Роман Кибасов отмечает, что в силу дороговизны новых автомобилей дилеры сейчас переходят на продажи автомобилей с пробегом, что также отчасти является причиной сокращения объемов регистрации новых авто.
Руководитель «Форвард-Авто» (Lada, Mitsubishi, Volkswagen) Рустам Бахтияров говорит, что на данный момент у компании есть запасы новых машин, и она готова удовлетворить спрос на них, но этот спрос сейчас крайне низкий из-за нестабильной экономической ситуации. По его оценке, продажи компании в мае упали на 70% по сравнению с маем 2021-го. «При этом к апрелю этого года они выросли на 15–17%. В июне активность тоже как будто чуть выше, чем в мае. Видимо, люди немного успокаиваются»,— поделился господин Бахтияров.
По прогнозам Романа Кибасова, рынок новых автомобилей постепенно будет расти. «Китайские бренды сейчас ведут себя очень активно, клиенты к ним присматриваются, начинают проявлять к их автомобилям больше интереса. Думаю, если европейские и японские автопроизводители не смогут остаться на российском рынке в прежнем объеме, китайские производители займут освободившееся место, и за счет этого продажи автомобилей в целом выровняются»,— полагает управляющий «Экскурсом».
Рустам Бахтияров полагает, что росту продаж поспособствует и улучшение покупательской активности. «Процентные ставки по кредитам опускаются, и приобретение автомобиля становится более доступным. Выпуск упрощенной и, соответственно, более дешевой Lada тоже должен увеличить продажи»,— полагает господин Бахтияров.
Александр Журавель настроен менее оптимистично и прогнозирует, что до ноября объемы продаж новых машин сохранятся на сегодняшнем уровне, а затем снизятся еще сильнее. «Что будет с рынком потом, когда автомобили большинства иностранных брендов на складах совсем закончатся, сейчас трудно представить. На существенное увеличение продаж за счет китайских марок я бы не рассчитывал. Скорее всего, они увеличат свою долю на рынке, но закрыть его в полном объеме все равно не смогут»,— считает глава «Восток Моторс Пермь».