NFT тонут в открытом море
Как одна из крупнейших площадок для торговли токенами оказалась в центре скандалов
Маркетплейс для торговли NFT, компания OpenSea, прошла путь от создания до капитализации в $13 млрд всего за пять лет. Однако в последнее время сервис регулярно оказывается в центре скандалов — то из-за краж NFT, то из-за мошенничества, то из-за плагиата. А совсем недавно сотрудника OpenSea арестовали за первую в истории инсайдерскую торговлю цифровыми активами.
NFT-инсайдеры
На прошлой неделе прокуратура Южного округа Нью-Йорка предъявила обвинения бывшему сотруднику OpenSea — одной из крупнейших площадок для торговли NFT в мире — Натаниэлю Честейну и арестовала его. Как отмечает Министерство юстиции США, это первый случай обвинения за инсайдерство в сфере цифровых активов. По мнению следствия, господин Честейн «использовал конфиденциальную информацию о том, какие NFT будут выставлены на главной странице OpenSea, для получения личной финансовой выгоды». Кроме того, его обвиняют в мошенничестве и отмывании денег. По каждому из этих обвинений максимальное наказание достигает 20 лет тюремного заключения.
Суть схемы предельно проста. Маркетплейс держал в секрете информацию о том, какие токены появятся на главной странице, так как это обычно повышало их цену, а также цену других NFT того же автора. Господин Честейн как раз отвечал за выбор NFT для главной страницы. Зная, какие токены появятся на главной странице, он покупал их перед размещением через анонимный аккаунт, а потом перепродавал дороже.
Популярный товар
Компания OpenSea была создана в 2017 году — в том же году, когда появились и сами NFT. NFT (Non-Fungible Token, невзаимозаменяемый токен) основаны на технологии блокчейна, но отличаются от других токенов. Если, например, различные криптовалюты являются взаимозаменяемыми (как и обычные валюты), NFT уникальны и создаются непосредственно под конкретный цифровой объект. Изначально NFT чаще всего использовались для приобретения предметов в компьютерных играх, а в дальнейшем стали популярны как способ коллекционирования цифрового искусства. В NFT может быть конвертировано все что угодно в цифровом виде — от текстов и фотографий до видеороликов и клипов.
OpenSea часто сравнивают с eBay, только для NFT — это простая в использовании платформа, на которой можно продавать и покупать токены как через аукцион, так и по фиксированной цене. Маркетплейс зарабатывает тем, что получает комиссию в 2,5% от каждой продажи.
За несколько лет NFT, начинавшиеся с «криптокотиков» (CryptoKitties) — самого популярного варианта на заре таких токенов,— превратились в весьма перспективный рынок. Серьезный рост популярности NFT пришелся на прошлый год: по подсчетам компаний Nonfungible и L`Atelier BNP Paribas, в 2021 году их продажи достигли $17 млрд — то есть выросли почти на 21 000% в сравнении с $82 млн в 2020-м.
Одновременно росла популярность OpenSea и оценка стоимости платформы. Еще в июне прошлого года компания оценивалась в $1,5 млрд. А уже в феврале года нынешнего, по итогам последнего на данный момент раунда финансирования, в ходе которого компания привлекла $400 млн, оценка OpenSea достигла $13,3 млрд. Финансовую отчетность сама компания не публикует. Как сообщает OpenSea, за все время существования маркетплейса на нем продали более 80 млн NFT на общую сумму более $20 млрд, а, по подсчетам сервиса Dappradar, продажи за последние 30 дней (к 10 июня) превысили $1 млрд.
Мошенники, воры и плагиаторы
В последнее время OpenSea постоянно сталкивается с проблемами и оказывается в центре скандалов. Инсайдерская торговля сотрудника сервиса стала лишь одним из них. В январе у многих пользователей из аккаунтов в Twitter, онлайн-кошельков и др. временно пропали принадлежащие им NFT. Тогда площадка сообщила о «сбое в базах данных», а некоторые пользователи в шутку предложили переименовать ее из OpenSea («открытое море») в ClosedSea («закрытое море»).
В феврале появилась информация о краже сотен NFT через эту площадку (254 токена, по данным сервиса PeckShield). Хотя кражи были и раньше, этот случай оказался особенно масштабным — некоторые эксперты оценивали потери от этой атаки в $2,9 млн. Сама площадка признавала кражу нескольких десятков токенов. Пользователи обвиняли ее не только в том, что хакеры смогли украсть принадлежащие им токены, но и в том, что OpenSea недостаточно быстро блокирует возможность продажи украденных NFT, так что хакеры успевают их перепродать. Против компании уже подано несколько исков.
По мнению Эли Шапира, IT-специалиста и бывшего топ-менеджера нескольких технологических компаний, у которого хакеры также украли NFT через OpenSea, с безопасностью у платформы не слишком хорошо. «Хакерам очень легко прийти и создать аккаунт там и тут же обменять или продать то, что они украли. (Маркетплейсу.— “Ъ”) нужно усовершенствовать (систему.— “Ъ”) безопасности»,— говорит он.
Некоторые пользователи считают, что сервис делает мало для борьбы с хакерами еще и потому, что никак в этом не заинтересован: он получает комиссию с любой продажи вне зависимости от того, была она честной или нет.
В некоторых случаях, говорили пользователи, выставленные ими на продажу токены были мошеннически куплены по цене, намного более низкой, чем та, которую они устанавливали. На это, в частности, пожаловался коллекционер Крис Чепмен — он владел токеном из одной из самых дорогих коллекций NFT под названием «Яхт-клуб "Скучающая обезьяна"».
В декабре прошлого года господин Чепмен выставил свой токен на аукцион с минимальной ценой в $1 млн, а вскоре обнаружил, что злоумышленники купили его за $300 тыс., использовав уязвимость в системах защиты OpenSea. Сервис предложил господину Чепмену компенсацию в $30 тыс., тот отверг предложение, переговоры продолжаются. О подобных случаях сообщали и другие пользователи сервиса.
Еще одна проблема — распространение на OpenSea плагиата. Некоторые пользователи без спроса конвертировали в NFT чужие произведения искусства или копировали другие NFT — и продавали их на платформе, не выплачивая ничего создателям оригинальных работ. Онлайн-галерея DeviantArt разработала ПО, которое ежедневно сканировало миллионы NFT и искало там плагиат работ своих художников. В итоге было обнаружено более 290 тыс. случаев плагиата на OpenSea и других подобных маркетплейсах. «Они извратили саму идею того, каким должны быть NFT. Они разбавляют и ухудшают рынок для моих работ»,— считает художница Айя Триер из Техаса, произведения которой также были без спроса выставлены на платформе.
Конкуренция и регулирование
По мнению экспертов, случай OpenSea иллюстрирует, как концепция более свободного и саморегулирующегося интернета сталкивается со стремлением пользователей к безопасности. Платформа позиционирует себя как маркетплейс с системой самообслуживания и не собирает личных данных большинства пользователей — однако сами пользователи хотят, чтобы она активнее боролась с мошенниками и лучше защищала клиентов.
В OpenSea признают факт наличия уязвимостей и проблем с безопасностью — хотя и не во всех случаях — и обещают провести работу над ошибками. В числе прочего платформа расширила команду по работе с клиентами, так что теперь она реагирует на жалобы в течение 24 часов и довольно быстро блокирует списки украденных NFT. Кроме того, в мае OpenSea ввела новые процедуры проверки для борьбы с плагиатом — для этого используется система распознавания изображений. Правда, пока сравнение идет только самой платформы с другими NFT.
Помимо этого, OpenSea сталкивается со все более жесткой конкуренцией — как с другими известными маркетплейсами, например с SuperRare и Rarible, так и с новыми платформами по торговле NFT. Эта конкуренция тем опаснее, чем интерес к рынку NFT снижается: по данным все той же NonFungible, продажи с сентября упали на 90%.