«Поддержку в возрождении "Метеора" нам оказало государство»
Экспертное мнение
На Петербургском международном экономическом форуме научно-производственное предприятие «Радар ммс» и Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева представят скоростное пассажирское судно (СПК) нового поколения «Метеор 120Р». О потенциале скоростных перевозок и возможностях современных теплоходов в интервью корреспонденту BG Алле Михеенко рассказал генеральный директор — генеральный конструктор АО «НПП «Радар ммс» Георгий Анцев.
BUSINESS GUIDE: Расскажите о проекте «Метеор 120Р», в какой он стадии?
ГЕОРГИЙ АНЦЕВ: В рамках ПМЭФ-2018 мы презентовали судно на подводных крыльях «Валдай 45Р». Это был первый шаг в возрождении скоростного пассажирского флота, и с тех пор «Валдай 45Р» стал крайне популярным во многих регионах. Теперь на Румянцевском спуске мы представим аудитории судно уже другого сегмента — скоростной теплоход «Метеор 120Р». Уверен, что это легендарное скоростное судно вызовет у петербуржцев и гостей форума большой интерес. Совместно с ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева мы спустили на воду головное судно «Метеор 120Р» в августе 2021 года, сейчас оно работает на маршрутах в Ханты-Мансийске. Спуск на воду второго судна, также предназначенного для ХМАО, состоялся 25 мая. Еще два судна в процессе строительства, заложено уже пятое из серии «Метеор 120Р».
BG: Почему спустя более 30 лет после прекращения серийного производства «Метеоров» их решено возродить на рынке?
Г. А.: Потребность в обновлении скоростного флота крайне высока. Многим эксплуатируемым судам («Метеорам», «Ракетам» и другим) по 30–40 лет, хотя при создании конструкторы заложили для них срок эксплуатации 25 лет. Безусловно, это говорит о высоком качестве и неприхотливости в ремонте, однако время диктует новые требования: необходимы современные комфортабельные и безопасные теплоходы. ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева, главный разработчик скоростных судов, взаимодействует с правительством РФ по вопросу обновления скоростного флота, сегодня в замене нуждается около 100 судов.
Не только судостроители озадачены этим вопросом — рынок к обновлению скоростного флота тоже готов. Первыми откликнулись в Ханты-Мансийском округе, где перевозки пассажиров в период навигации — это социальная необходимость и фактически безальтернативный способ сообщения с отдаленными территориями округа.
Первым мы предложили рынку СПК «Валдай 45Р», рассчитанное на 45 пассажиров. «Валдаи» с 2019 года успешно показали себя в эксплуатации. 14 судов перевозят пассажиров уже в пяти регионах РФ: пять в Нижнем Новгороде, три в Чувашии, два в Якутии, два в ХМАО, еще два СПК «Валдай 45Р» недавно появились в Самаре. Количество регионов-заказчиков растет. Учитывая успех СПК «Валдай 45Р», решено было возродить «Метеор». Поддержку в этом нам оказало государство: создание проектно-конструкторской документации велось в рамках госпрограммы при поддержке Минпромторга РФ.
За разработку, освоение серийного производства речных и морских пассажирских СПК нового поколения («Метеор 120Р», «Валдай 45Р», «Комета 120М», «Сагарис») творческий коллектив ученых, конструкторов, инженеров «Радар ммс» и ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева удостоен премии правительства РФ в области науки и техники за 2021 год.
BG: Каковы характеристики судна нового поколения? Что включает в себя инновационная система управления?
Г. А.: «Метеор 120Р» — симбиоз лучших традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений. Судно вмещает 120 человек, автономность его плавания составляет восемь часов, а дальность хода — более 700 км. Он может эксплуатироваться на любых полноводных реках и озерах, в том числе в северных регионах России.
Проект «Метеор 120Р» — очень наукоемкий, он сопровождался большим количеством исследований. Мы усовершенствовали крыльевую схему, усилили носовое остекление, использовав силикатное стекло. В качестве силовой установки использовали двигатели MAN мощностью 1450 л. с., но конструкция «Метеора 120Р» рассчитана и под отечественные двигатели с аналогичными характеристиками. В «Метеоре 120Р» применена интегрированная система управления с элементами искусственного интеллекта, позволяющая снизить нагрузки на экипаж во время длительных переходов и сделать их безопасными. Эта система разработана «Радар ммс» и включает в себя различное навигационное оборудование, радиосвязь, охранное наблюдение и многое другое, все координируется единой системой управления судном, которая способствует обеспечению жизнеспособности теплохода в любых условиях.
С не меньшей ответственностью мы подошли к дизайну «Метеора 120Р»: сохранив общие стремительные черты «Метеоров» предыдущего поколения, добавили ярко-оранжевую ливрею, которая выгодно отличает их на реках и озерах. Салон оборудован удобными авиационными креслами, системами кондиционирования, современными мультимедийными решениями. Предусмотрены каюты для отдыха экипажа, в кормовой части расположено кафе-бар. Новый «Метеор 120Р» может перевозить маломобильные группы населения.
BG: Какова стоимость «Метеоров» и «Валдаев»? Сформирован ли портфель заказов?
Г. А.: Стоимость «Метеора 120Р» составляет около 490 млн рублей, «Валдая 45Р» — 150 млн рублей и варьируется в зависимости от комплектации. Бесспорно, это немалые вложения, и частному судовладельцу трудно приобрести такое судно. Возрождение скоростного пассажирского флота было бы невозможным без государственной программы субсидированного льготного лизинга. Одним из возможных вариантов для частных компаний могло бы стать государственно-частное партнерство. Скоростные пассажирские перевозки и речной туризм в нашей стране необходимо развивать, а их развитие стимулировать различными программами господдержки. Спрос на скоростные суда есть. В нашем портфеле заказов находятся контракты на 10 СПК «Валдай 45Р», 16 судов уже построено, а 17-е находится в стадии строительства. Также на нашей верфи идет серийное строительство СПК «Метеор 120Р»: два теплохода построены, еще два в стадии строительства, заложено пятое судно. Новые «Метеоры» предназначены для ХМАО и Якутии.
Безусловно, нам бы хотелось увидеть «Метеор 120Р» и в Северо-Западном регионе. Это было бы логично: именно «Метеоры» всегда были брендом Северной столицы, и мало кто может представить себе другой теплоход на маршруте до Петергофа, являющемся «визитной карточкой» водных прогулок нашего города. На сегодняшний день региону требуется около 20 судов нового поколения.
BG: В каких регионах востребованы скоростные суда и обсуждается ли их экспорт в нынешних экономических реалиях?
Г. А.: Россия — это страна великих рек, а лучшие дороги — это реки. Пассажирские перевозки на скоростных судах востребованы прежде всего в тех регионах, где им нет альтернативы, а строительство дорог обойдется намного дороже. Это регионы Сибири, Якутии, ХМАО, отдельные округа Поволжья.
Большой потенциал у скоростных судов и в туристических целях. Например, в прошлом году РЖД запустили мультимодальный маршрут с привлечением железнодорожного транспорта и скоростных судов «Метеор» до Валаама. Также привлекательны маршруты из Петербурга до Ломоносова, Кронштадта, Выборга… Высок спрос на туристические маршруты на «Валдае» в Нижнем Новгороде: билеты раскупают моментально. Если провести дноуглубление Оки, то можно на «Метеорах» организовывать перевозки вплоть до Москвы, захватывая часть маршрута «Золотого кольца». Что касается экспорта, то до пандемии мы вели переговоры с представителями Индии, Китая, Вьетнама, Латинской Америки, со странами Дунайского бассейна. Однако сейчас и пандемия, и политическая ситуация внесли свои коррективы, но мы стараемся не терять партнеров, заинтересованных в приобретении наших судов.
BG: «Радар ммс» в свое время вложил средства в возведение верфи, где сегодня строятся современные скоростные суда. Насколько она загружена и какие еще теплоходы на ней можно строить?
Г. А.: Наша верфь — компактная и современная, ее производительность — пять-семь «Валдаев» в год и два-четыре «Метеора». Здесь есть собственный полный комплекс для лабораторно-испытательных исследований, уникальный гидродинамический бассейн и аэродинамическая труба. Верфь имеет возможность строить не только суда типа «Метеор» и «Валдай», но и морские СПК, и катера премиум-сегмента, как например, наши катера на подводных крыльях «Сагарис» и «Дельфин».
BG: Каковы финансовые результаты компании за прошлый год?
Г. А.: Объем выручки за прошедший год составил чуть более 1,5 млрд рублей, показатели валовой прибыли — 215 млн рублей.