Сужение широкого экрана
Киноиндустрия
После ухода западных кинокомпаний большинство кинотеатров оказалось на грани закрытия. Есть ли шанс у отечественного кинопрокатного бизнеса и сможет ли российская киноиндустрия быстро занять освободившуюся нишу, разбиралась корреспондент BG Антонина Егорова.
В 2019 году Россия стала крупнейшим кинорынком в Европе. Тем не менее уход из страны зарубежных студий в марте 2022-го не должен был сильно сказаться их прибыли, так как российские зрители приносили им лишь около 3% от общих сборов. При этом отечественным кинотеатрам голливудские блокбастеры и мультфильмы обеспечивали до 80% всей выручки. Теперь в отсутствии контента залы простаивают, а отрасль нуждается в серьезных мерах государственной поддержки, сопоставимых или превышающих дотации постпандемийного периода. По мнению экспертов, сложившаяся ситуация — хороший шанс для российского кино наконец найти своего зрителя. Другой вопрос — готов ли отечественный кинематограф резко увеличить производство фильмов, чтобы занять пустующую нишу.
По словам Алексея Воронкова, члена совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), управляющего партнера киносети «Синема 5», в производстве российских кинофильмов наступил «золотой век» — полное отсутствие конкуренции. Сейчас, в отсутствие контента, кинотеатры «проглатывают» абсолютно все. Причем это касается не только «большого экрана», но и интернет-видеосервисов. Если в 2021 году в кинотеатрах российский контент собрал 26% за год, то в 2022-м он с легкостью может перевалить за 75% при условии, что кинотеатры смогут сохранить рабочее состояние. Но в ассоциации в этом как раз и не уверены.
Суровые будни
По словам экспертов, все сложилось бы не так трагично, будь в стране равномерно распределенный в течение года российский репертуар. По словам Юлии Немчиной, управляющего директора ГК «Рики», хотя крупные голливудские имена и вызывают определенный кредит доверия, на деле зритель редко задается вопросом о стране-изготовителе, если речь идет про качественный кинематограф. Он просто хочет смотреть достойный продукт с интересной сюжетной линией и добротной режиссурой. «Отечественные блокбастеры, которые могли бы обеспечить сбор кассы, создаются сейчас в существенно меньшем количестве, чем голливудские: не более восьми-десяти релизов в год»,— отмечает Наталия Клибанова, главный продюсер «Амедиа Продакшн».
С учетом особенностей появления российского контента, сложившихся за последние годы, выпуск отечественного кино исторически был сконцентрирован в осенне-зимний период, а его доля в среднем по году не превышала 30%. Например, за период с июня по август 2021 года она составила всего 3%.
Сейчас, по словам господина Воронкова, фильмов, готовых к выходу, крайне мало, чтобы экстренно закрыть потребность кинотеатров. Повторный прокат советского и российского кино, равно как и попытки крутить индийский и корейский контент, всегда будут только нишевой историей, не способной насытить рынок кинопроката.
В результате, несмотря на введение программы «Пушкинская карта», на конец апреля обороты кинотеатров упали на 70%, а количество залов, не показавших за день ни одного сеанса, в апреле достигало 30%. Соответственно, закрытие кинотеатров в условиях отсутствия поддержки со стороны государства — просто вопрос времени.
Воспользоваться шансом
Между тем в сфере производства контента намечается усиление борьбы за государственные бюджеты. «Кино в России исторически дотируется государством, но сейчас в связи с новыми мерами поддержки производства, увеличением лимитов на выдачу средств, сокращением количества альтернативных источников в виде экспортной выручки и падения стоимости закупки на каналах, субсидии от государства становятся основным источником средств на производство полнометражного контента. Уже выделено дополнительно 5 млрд рублей от Фонда кино, еще есть бюджеты от Института развития интернета, а лимиты на дотации для студий, не входящих в пул лидеров, выросли с 60 до 250 млн рублей — то есть теперь эти деньги могут практически полностью покрыть производство масштабной картины»,— поясняет Дмитрий Литвинов, издатель журнала «Бюллетень кинопрокатчика».
При этом, по словам госпожи Клибановой, российских студий, способных производить блокбастерное кино, не более десяти. Мейнстрим, кино независимых продюсерских компаний и авторские фильмы уходят на стриминги, так как часто не могут окупить даже затраты на маркетинг.
Платформы, которые ранее были драйверами производства и чьи увеличенные бюджеты привели к тому, что росли расходы на производство, сейчас столкнулись с дилеммой. С одной стороны, нет новых премьер от западных коллег, поэтому надо усиливать линейку оригинального контента, но при этом их бюджеты на производство сокращаются.
«Все крупные игроки, типа "Яндекса" и "Сбера", несут большие потери из-за санкций, и пока нет решения, в каком объеме они смогут продолжить финансирование контентмейкеров. Если ранее они состязались с игроками вроде Netflix, где на производство одной серии сериала могло уходить до 100 млн рублей, то сейчас предпочтителен "легкий контент" типа ситкомов»,— отмечает Дмитрий Литвинов.
Кроме того, по словам экспертов, платформы будут отказываться от модели эксклюзивности. Все чаще встречаются коллаборации: в большинстве случаев речь идет про сотрудничество экосистемной и отраслевой компаний. Такая модель софинансирования лучше работает по полным метрам, с сериалами это сложнее, поскольку кросс-платформенность усложняет маркетинг.
«Экспортная сторона российского кинобизнеса по понятным причинам просела до исторических минимумов. Как рынки у нас остались только Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. Китай закрыт для проката из-за пандемии, кроме того, они уже закрывают свои потребности в контенте, и последний хорошо отыгравший на их рынке фильм из России "Движение вверх" был скорее исключением из правил. Наше кино не готовы покупать в Корее и Японии. Так что, если мы хотим сохранить экосистему кино, нужны структурные меры поддержки»,— заключает господин Литвинов.
Основные риски
Если в апреле владельцы кинотеатров сокращали количество работающих залов, то сейчас начинают закрывать кинотеатры. По словам Алексея Воронкова, это касается не только малых кинотеатров, которым сейчас особенно сложно, но и сетевых мультиплексов в больших городах.
«Для нас как производителей закрытие залов закономерно приведет к снижению кассовых сборов. Очевидно, что сегодня вопрос ставится уже не просто о поддержке бизнеса, а о возможности существования его как такового. Несомненно, в такой ситуации необходим конструктивный диалог государства и бизнеса, который пока не складывается. Запрос о выделении дополнительных субсидий и налоговых послаблений не был удовлетворен Минфином по причине необходимости предоставления дополнительных обоснований. Конечно, отрасль направит новые обращения и предложит варианты разрешения ситуации. Но в этой затянувшейся риторике мы придем к ситуации, когда значительное число кинотеатров будет вынуждено закрыться уже к концу этого лета»,— подчеркивает Юлия Немчина.
По словам Алексея Воронкова, на производство фильмов в этом году бюджет выделил 14,5 млрд рублей. Но эти деньги смогут начать приносить плоды не ранее чем через год. «Самое раннее — через полгода, возможно, закончат то, что не досняли из-за пандемии. Но эти полгода отрасль кинопроката как раз и не переживет. Поэтому основной и, наверное, единственный риск на сегодня — в том, что кинотеатры не дождутся осеннего сезона. Фильмы в итоге снимут, только показывать их будет негде. При текущем положении дел к концу года кинотеатры сгенерируют убыток в 11,5 млрд рублей. Если они начнут закрываться быстро, то банкротства отдельных компаний, возможно, удастся избежать. При этом абсолютно очевидна перспектива закрытия самой отрасли кинопроката»,— поясняет он.
Что касается кинопроизводителей, то в пресс-службе киностудии «Ленфильм» отметили, что многие компании взяли паузу. Наибольшие трудности испытывают те, кто рассчитывал на поддержку продакшена со стороны иностранных компаний. Несмотря на это, павильоны студии в данный момент загружены на полную: недавно завершились съемки фильма «Майор Гром. Трудное детство», до конца мая идут работы над проектом «По щучьему велению». Сразу следом запланированы другие картины.
«Риск банкротства в данном случае действительно велик у компаний, которые производят контент на "коммерческие" деньги. Инвестиции, кредиты, залоги, которые брались под его создание, можно вернуть только в случае предсказуемой работы всех площадок монетизации: кинопроката, цифровых международных и телевизионных продаж. При этом кинопрокат просел и будет работать только сезонно, затраты на маркетинг возросли, количество российских прокатчиков не увеличилось, стриминги и телеканалы снижают цену закупки, международные продажи мизерные»,— сокрушается госпожа Клибанова.
По мнению господина Литвинова, серьезным риском сегодня является возврат к прокату нелицензионного контента, а также пиратство среди тех, кто предпочитает домашние кинопросмотры. «Нельзя допускать открытия в России филиала Тортуги, это нарушение основ частной собственности, и несколько крупных прецедентов приведут к тому, что мы уже не сможем наладить нормальные отношения с западными производителями. А их контент жизненно необходим для российского проката как минимум в ближайшие шесть лет, пока мы не нарастим количество собственных премьер»,— уверен он.
Взгляд в будущее
Эксперты сходятся во мнении, что большое кино в России снимать могут. И по сборам здесь оно вполне способно конкурировать с мировыми блокбастерами. Только его мало и на съемки нужно время. Теоретически необходимо, чтобы хотя бы раз в неделю в прокат выходило большое российское кино со сборами от 500 млн рублей. Но пока такого потока лент в запасе нет.
«Загадывать, что будет через пять-десять лет, трудно. Но если не сохранить кинотеатры в этом году, следующее десятилетие мы будем пытаться строить их заново, стараясь выйти хотя бы на количественный уровень кинозалов 2010-х годов. И, к сожалению, без прямых федеральных субсидий здесь не выжить»,— считает Алексей Воронков.
В сети кинотеатров «Каро» подтвердили, что отрасль нуждается в господдержке. «Со своей стороны мы, естественно, планируем направить в правительство дополнительное обоснование на получение субсидии. Необходимо отметить, что, кроме субсидии, кинотеатры запрашивали и другие способы поддержки, среди которых обнуление аренды площадок, снижение кредитных ставок или введение кредитных каникул, решения по этим предложениям мы тоже ожидаем. В настоящее время мы сделали максимум в плане оптимизации операционной деятельности, чтобы избежать закрытия площадок, и сейчас максимально истощены, нам действительно нужна поддержка для сохранения кинопоказа. В условиях отсутствия блокбастеров закрытие кинотеатров как локомотива индустрии может потянуть за собой закрытие большого количество малых бизнесов, обслуживающих кинопоказ»,— отмечают в пресс-службе компании.
«Те субсидии, которые производители получат сегодня, выстрелят через год-два. Это задел на будущее. А вот налоговые, арендные и кредитные послабления помогут владельцам кинотеатров пережить непростые времена уже сегодня»,— указывает госпожа Немчина.
По расчетам АВК, чтобы сохранить все кинотеатры в рабочем состоянии до осеннего сезона, отрасли понадобятся вливания в 6,5 млрд рублей. Чтобы построить заново 2000 кинотеатров в случае их закрытия, нужно будет 50 млрд рублей. «Какой путь сохранения кинопоказа выберут власти? Судя по отсутствию обратной реакции на письма и обращения, пока мы движемся по второму пути. Будут спасать кинотеатры — все встанет на ноги, не будут — немного "поиграем" в "принудительное лицензирование" ("параллельный импорт" в кино невозможен из-за технических особенностей авторского права), потом сделаем из коммерческих кинозалов продуктовые рынки, сохраним для галочки бюджетные кинозалы в домах культуры — по одному на город — и будем смотреть кино на телефоне. Доля российского кино в оставшихся 500 некоммерческих кинозалах по стране так или иначе возрастет до 100%, поэтому, чисто статистически, можно будет сказать, что цели и задачи национального проекта "Культура" в сфере кинопоказа будут выполнены досрочно к 2023 году: доля российского кино вырастет максимально»,— предполагает Алексей Воронков.
Что же касается производства аудиовизуального контента, то, по мнению эксперта, даже в условиях отсутствия кинотеатров здесь все будет не так печально. Останутся интернет-видеосервисы и телевидение, следовательно, снимать будут продолжать. Не будет большого кино или его станет значительно меньше, но в целом российский кинематограф никуда не денется.
По мнению Дмитрия Литвинова, основная задача сейчас — все же спасти киносеть. «Если будет провал и мы окажемся в ситуации, когда зрители перестанут ходить в кино и сядут на пиратские сайты, то мы откатимся к показателям начала двухтысячных. В нынешних условиях честным представляется инструмент расчета дотаций, аналогичный постпандемийной поддержке в 2021 году: когда продюсер и кинотеатры получали поддержку пропорционально сборам своих картин, вышедших в прокат в текущем периоде»,— заключает он.