Малый бизнес в жерновах истории
Свое дело
Перемены в экономическом климате внутри страны затронули не только крупный, но и малый бизнес. Правда, степень влияния в отдельных сферах эксперты оценивают по-разному. В большинстве случаев пострадали те, кто обеспечивал работу иностранных компаний на российском рынке, и те, чей бизнес связан с импортом из западных стран.
По словам экспертов, малый бизнес сильно зависим от того, какие события происходят конкретно в его секторе экономики. Поэтому если в некоторых отраслях, ориентированных на госзаказ, практически ничего не поменялось, то в областях, завязанных на торговле европейским импортом или на импортных комплектующих, ситуация абсолютно противоположная.
«В связи с этим палитра мнений малого и среднего бизнеса сегодня весьма полярна. Если представители наименее пострадавших отраслей просят снижения ставок по кредитам и упрощения регулирования, то в наиболее пострадавших отраслях от государства ждут активных действий, направленных на поддержку рынка. В первую очередь дофинансирования, субсидий и роста госзаказа»,— отмечает Петр Заборцев, директор по инновациям компании «ОС-Центр».
По словам Дмитрия Панова, председателя петербургского регионального отделения «Деловой России», наиболее сильно санкционная политика отразилась на сферах снабжения, логистики и поставок, о чем говорят представители не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. Цепочки закупок сырья, материалов, комплектующих, оборудования, которые формировались годами, оказались частично или полностью парализованными. Особенно сильно пострадали малые предприятия, которые построили большую часть своей деятельности на обслуживании ушедших или уходящих с российского рынка иностранных компаний.
Изначально, по словам экспертов, большое влияние оказал также курсовой скачок. И хотя курс иностранной валюты сейчас значительно снизился, опустившись даже ниже февральских отметок, цены за ним серьезно не последовали, отыграв примерно 50% от первоначального роста.
По данным ФНС, на февраль 2022 года в России насчитывалось почти 5,9 млн малых и средних предприятий (МСП). Подавляющее большинство из них — микропредприятия (5,669 млн), то есть компании, в которых не больше 15 сотрудников. При этом, по словам Анастасии Усковой, генерального директора платформы «Рокет Ворк», почти половина всего малого бизнеса — это сфера торговли, общепит и услуги, которые опираются во многом на потребительскую активность внутри страны.
Санкционное давление, влияющее на общее состояние экономики, не могло не отразиться на кошельках населения. «Страх, повышенная тревожность общества, отток самой платежеспособной части граждан в другие страны, повышенная инфляция — все это привело к снижению покупательной способности и самого факта покупок. Первая волна всплеска активности "купить пока не подорожало, пока есть на полках" прошла. Теперь включился режим "посмотрим, что будет происходить, но деньги пока тратить не будем"»,— говорит Павел Ковшаров, член экспертного совета предпринимателей при правительстве Москвы. Все это осложняет положение предпринимателей.
При этом, по словам Алексея Фадеева, профессора Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, санкционные ограничения направлены прежде всего на крупный российский бизнес и значимые инвестиционные проекты, которые являются системообразующими для ряда территорий страны. Роль малого бизнеса в данных проектах — преимущественно сервис и обеспечение.
«В целом санкции не оказали критического влияния на крупномасштабные проекты. Возможно, сделали их чуть менее удобными — появилась необходимость в переориентации поставщиков с Запада на Восток. Но самое главное — санкции сформировали дополнительные возможности для развития национального сервисного российского рынка. И в данном случае у российского малого бизнеса появились хорошие возможности роста и выхода на высокотехнологичный рынок в качестве поставщиков оборудования и сервиса»,— добавляет эксперт.
Проблемы новой экономики
Малый бизнес по традиции вынужден решать десятки проблем и задач. К уже стандартным — давлению контрольно-надзорных органов, вниманию ФНС — добавились резко выросшие ставки по кредитам, лизингу, факторингу, увеличившиеся требования банков, снижение покупательной способности, проблемы с логистикой, рекламными площадками в интернете.
По данным апрельского опроса поставщиков — субъектов МСП, организованного электронной площадкой «РТС-тендер», основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели,— рост закупочных цен и резкий скачок себестоимости (58%), общая неопределенность в экономике (29%), падение выручки и спроса (8%), проблемы с логистикой и разрыв цепочек поставок (5%). 54% предпринимателей также отметили, что на их бизнесе отрицательно сказался уход иностранных компаний.
При этом, по словам господина Панова, наиболее сильную поддержку сектору МСП оказали правительственные меры по отмене плановых и внеплановых проверок бизнеса в 2022 году: уже сейчас экономический эффект от такого решения для предпринимателей оценивается в десятки миллиардов рублей.
Туманные перспективы
По словам Оксаны Васильевой, доцента Российского государственного гуманитарного университета, наилучшие шансы на сохранение прибыли сегодня у предприятий, относящихся к критической инфраструктуре,— производителей и продавцов товаров первой необходимости. Высокий спрос сохраняется также в сфере услуг.
Дмитрий Ледовской, владелец салона винных шкафов «Винкейс», резидент Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, прогнозирует уменьшение количества предприятий малого бизнеса с одновременным укреплением позиций в тех сферах, где бизнес соответствует потребностям текущей ситуации. «Достаточно обратить внимание на рост маркетплейсов, которые уменьшают число розничных магазинов и сайтов, кроме этого, растут и те, кто производит собственные торговые марки, в том числе на контрактных производствах»,— указывает он.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, большинство предпринимателей надеются на улучшение обстановки, обновление логистических цепочек к 2023 году и импортозамещение по ключевым направлениям материалов и комплектующих. В долгосрочной перспективе, по словам господина Панова, просматривается четкий тренд на усиление сектора МСП в сфере госзакупок. Уже сейчас малые и средние предприятия начинают переориентировать свою деятельность на государственный заказ и работу с госкорпорациями как источниками стабильного и гарантированного заработка, особенно принимая во внимание недавние изменения по упрощению процедуры закупок и увеличение авансирования до 90% от цены госконтракта.
«В целом, с оглядкой на прогнозы Центробанка, можно сказать, что и этот, и следующий год будут непростыми. ВВП, вероятно, начнет отыгрывать падение только в 2024 году. Вместе с этим будут подтягиваться и макроэкономические показатели, и реальные доходы населения, а там уже снова будет надежда на благоприятную бизнес-атмосферу. Но до этого надо еще дожить. Поэтому в ближайшие годы малый бизнес будет активно адаптироваться и перестраиваться, чтобы остаться на плаву. Так, например, те, кто работал с импортом, будут искать поставщиков внутри страны и в Азии. Популярнее у предпринимателей могут стать QR-коды для оплаты через системы быстрых платежей — взамен ушедшим pay-сервисам и дешевле стандартных POS-оплат. Кроме того, часть микропредпринимателей будет активнее переходить в самозанятость, чтобы снизить фискальную и административную нагрузку. Многие попробуют занять освобожденные ниши, особенно в сфере непродовольственных товаров, где была самая высокая доля импорта»,— считает госпожа Ускова.
Также, по мнению Зои Стрелковой, руководителя направления «Экономика компании» в ГК «Институт тренинга — АРБ Про», выжить российскому малому бизнесу помогут опции и ниши, недоступные крупным компаниям: оригинальная продукция, не представленная в сетях; график работы, адаптированный к ритму жизни конкретного района; более гибкие сроки изготовления и доставки; оперативная реакция на критику и пожелания и другие опции, достаточно ценные, на взгляд клиента, и способные «перевесить» более высокую цену.
При этом строить прогноз на пять-десять лет, по мнению экспертов, сейчас не имеет смысла, поскольку процесс формирования новых отношений с западными странами займет не менее 10–20 лет. В перспективе следует ожидать роста внутреннего производства, внутреннего рынка товаров и услуг, некоторого замедления в высокотехнологичных отраслях, а также рывков во внутреннем туризме, выпуске одежды, мебели, продуктов питания.
«Российский бизнес ждут очень сложные и интересные времена, потому что есть возможность создания совершенно новых бизнесов, которые придут на замену ушедшим западным игрокам. Но сделать это будет невероятно сложно. К сожалению, по традиции у нас все происходит через преодоление, через пот, кровь и слезы, чтобы потом можно было сказать: "Ну вот, мы это сделали!" Пока мы развиваемся только рывками, но хочется все-таки перейти к системным изменениям и системным экономическим реформам, которые значительно усилят наш бизнес и экономику»,— уверен господин Ковшаров.
Масштаб сокращения доли малых предприятий в моменте предсказать сложно, но, по мнению экспертов, он вполне может быть сопоставим с пандемийными потерями. В долгосрочной перспективе многие предприятия с целью оптимизации расходов начнут активнее переходить на модель аренды кадров и закрывать производственные потребности фрилансерами. «Такой подход позволит бизнесу быть более гибким и сократить издержки. Также текущий кризис может спровоцировать новую волну цифровизации, бизнес будет стараться автоматизировать часть работы за счет софта — управление персоналом, агрегаторы договоров, электронный документооборот, CRM, чат-боты для связи с клиентами — все это, безусловно, требует определенной адаптации к новым процессам для команд, некоторых инвестиций на этапе интеграции, но в перспективе позволяет экономить на операционке»,— говорит госпожа Ускова.
При этом господин Фадеев дает благоприятный прогноз развитию малого бизнеса при сохранении курса на реализацию крупномасштабных проектов. И при условии, что государство будет активно участвовать в государственном регулировании экономики.
«Развитие малого бизнеса не всегда может определяться законами рыночной экономики. Нужна его поддержка в регионах, проведение протекционистской политики в отношении предприятий малого бизнеса, направленной на их активное вовлечение в реализацию крупных проектов. Государство обязано участвовать в поддержке региональных предприятий, оказывая прямую, адресную помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. Закрепление доли "местного участия" должно стать распространенной практикой в регионах при реализации крупных проектов»,— заключает эксперт.