Санкции не растопят Арктику
Северный запас
В российской Арктике находится самая большая в мире особая экономическая зона, число резидентов которой с каждым годом возрастает. Увеличивается и число преференций для привлечения новых инвесторов в АЗРФ. О специфике региона, где сосредоточена четверть отечественных запасов нефти и более 70% газа, перспективах развития «зеленой» энергетики и туризма, а также о том, как санкции повлияют на арктические инфраструктурные проекты,— в материале корреспондента BG Марины Ковалевой.
На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) реализуется более 460 проектов, связанных с развитием производственной, транспортной и общественной инфраструктуры. Согласно данным недавнего доклада председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрия Трутнева, объем государственных инвестиций в эти проекты превышает 1,3 трлн рублей, а результатом их реализации станет создание более 30 тыс. рабочих мест. При этом к 2030 году количество проектов, реализующихся с государственной поддержкой, должно составить не менее 1300, объем фактически осуществленных частных инвестиций — не менее 730 млрд рублей, а объем планируемых инвестиций по соглашениям — почти 5 трлн рублей. «Будет создано не менее 110 тыс. рабочих мест. Средняя зарплата в Арктической зоне возрастет до 159 тыс. рублей»,— пообещал господин Трутнев.
Финансирование проектов в Арктике, за редким исключением, сопровождается поддержкой государства. «Во-первых, именно задачей государства является развитие регионов, улучшение их социально-экономического положения. Кроме того, у государства есть необходимые для этого резервы, есть возможность ждать отдачи от реализации таких проектов много лет. Создав необходимые условия, государство может подтолкнуть бизнес к тому, что он начнет реализовывать свои проекты, что ускорит развитие субъектов федерации, расположенных в Арктической зоне»,— объясняет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
Для реализации таких проектов используются различные модели взаимодействия государства и бизнеса: концессии (в том числе новый механизм — арктическая концессия), контракт жизненного цикла, энергосервисный контракт и другие. «Для частных инвесторов могут предоставлять льготные кредиты (под 3,5% годовых), далее после выстраивания инфраструктуры инвестор будет выплачивать эти кредиты из средств, полученных от пользователей данной инфраструктуры. Также частные инвесторы имеют право на налоговые каникулы на протяжении 15 лет. Совместное инвестирование включает в себя государственные гарантии, что играет важную роль для частных инвесторов. Помимо этого, государство бесплатно выделяет "арктические гектары" для малого бизнеса»,— рассказывает Владимир Чернов, аналитик «Фридом Финанс».
Так, по состоянию на конец марта 2022 года за полтора месяца с начала действия закона об «арктическом гектаре» его обладателями стал 2381 человек. Всего заявок на получение земли за полярным кругом подано уже более 8 тыс., сообщила весной текущего года Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.
По мнению Александра Воротникова, доцента кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, благодаря действию преференций частные инвесторы могут действительно выгодно вложить средства в арктические инфраструктурные проекты: для этого необходимо стать резидентом АЗРФ и открыть новую компанию для реализации проекта. Для того чтобы стать ее резидентом, нужно вложить минимум 1 млн рублей капитальных вложений в инвестиционный проект. При этом за 2021 год число резидентов АЗРФ увеличилось более чем на 250 инвесторов.
«В Арктику вкладывать выгодно. Даже бюджетные средства: общий прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 года составит более 30 трлн рублей, прирост налоговых поступлений — 13 трлн, на каждый бюджетный рубль компании инвестируют 15 рублей собственных средств, а бюджетные инвестиции окупаются за четыре года»,— рассуждает Вадим Петров, заместитель председателя межведомственной рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России, член общественного совета Росгидромета.
Уникальный регион
Общая площадь сухопутной части Российской Арктики составляет около 5 млн кв. км, где проживает более 2,5 млн человек — примерно 40% населения всей Арктики. В АЗРФ, формирующей пятую часть доходов федерального бюджета, входят девять регионов: четыре субъекта РФ полностью (Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Мурманская область) и 45 муниципальных образований еще пяти субъектов (Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Красноярского края, Якутии).
АЗРФ — исторически промышленный регион, где сконцентрировано большое количество запасов природных ресурсов, от которых зависит производственная цепочка не только России, но и многих зарубежных стран. «К наиболее развитым отраслям Арктики относятся добыча углеродсодержащего сырья (нефти, газа и угля), а также горнодобывающая промышленность и связанная с ней переработка»,— поясняет Ольга Степченко, генеральный директор АНО «Сад памяти», член федерального штаба проекта «Чистая Арктика», эксперт по экологии и устойчивому развитию.
В российской части Арктики сосредоточено около четверти отечественных запасов нефти и более 70% газа. Их стоимость, по предварительным оценкам, составляет $20 трлн. Они могут обеспечить 20–30% добычи нефти к 2050 году, говорят эксперты. В 2021 году инвестиции в геологоразведку Арктики составили 175 млрд рублей. В этом году уже началась геологоразведка на таких перспективных площадях, как Куроптевская в Мурманской области (титан), Делянкирская (золото) и Депутатская (серебро) в Якутии.
Несмотря на энергопереход, добыча нефти и газа в Арктике будет возрастать, уверены собеседники BG. «Основой этого роста станет развитие газо- и нефтехимии. Гораздо выгоднее сразу в Арктике, например, в Сабетте (одном из главных портов Северного морского пути — единой транспортной коммуникацией России в Арктике, проходящей вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана, соединяющей порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком) перерабатывать газ в другие, более маржинальные продукты (метанол, этанол), перевозить их на экспорт по Севморпути, а также использовать их для дальнейшей химической переработки. Для реализации таких проектов современные модели взаимодействия государства и бизнеса подходят практически полностью, а низкие температуры способствуют безопасности этих проектов»,— продолжает господин Воротников.
Эксперты обращают внимание: несмотря на все экономические сложности в 2022 году, финансирование продолжается в запланированных объемах. Вместе с тем темпы реализации проектов могут быть ниже ранее планировавшихся. В компании НОВАТЭК 21 апреля сообщили, что в рамках проекта «Арктик СПГ — 2» (один из крупнейших проектов в Арктике, в рамках которого создается уникальный центр крупнотоннажных морских сооружений) на 65% завершены все строительные работы и на 85% завершено возведение первой производственной линии, запуск которой намечен на 2023 год. «Однако в компании уведомили, что запуск второй и третьей линий могут отодвинуть на более поздние сроки, которые сейчас уточняют. В мае прошлого года запуск третьей линии завода был перенесен на год раньше, на 2025 год, однако в текущих условиях у компании могут возникнуть сложности с поставками оборудования и комплектующих»,— говорит господин Чернов.
Антон Соколов, независимый эксперт в сфере ТЭК, видит большую опасность в санкциях не технического, а политического характера в отношении арктической добычи. «Не секрет, что в обновленной арктической стратегии ЕС прямо заявляется намерение запретить не только добычу, но и торговлю нефтью и газом, добытыми в Арктике и на прилегающих к ней территориях. При расширительном порядке использования данного термина можно ожидать, что под угрозой окажутся нефть и газ не только ЯНАО, но и ХМАО, то есть тех регионов, где сконцентрированы основные добывающие активы российских компаний»,— рассказывает господин Соколов.
Так или иначе, как заявил президент России Владимир Путин в апреле на совещании по вопросам развития Арктики, реализацию планов в Арктике нельзя из-за санкций «сдвигать вправо». «На попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам»,— убежден глава государства.
Среди других крупных проектов, которые по заявлению властей, идут по графику,— освоение Сырадасайского месторождения угля на Таймыре, которое входит в КИП «Енисейская Сибирь». Ресурсы Сырадасайского угольного месторождения — одного из самых крупных в мире — оцениваются в 5 млрд тонн. В рамках проекта планируется создать не менее 2 тыс. рабочих мест, объем инвестиций до 2025 года составит более 45 млрд рублей.
Также 5 мая комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству утвердил приоритетные объекты инфраструктуры, которые можно согласовать и строить в упрощенном порядке, к ним относятся магистральные газо- и нефтепроводы, энергетические и социальные объекты, а также промышленные объекты, где создаются и внедряются импортозамещающие, ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии. «Президент Путин дал поручения по разработке новых (порт Индига) и ускоренной реализации запущенных проектов (Северный широтный ход). Вероятно, может ускориться и строительство порта Лавна в Мурманске»,— говорит господин Воротников.
При этом, по словам главы государства, Москва готова сотрудничать в регионе с заинтересованными партнерами в рамках текущих и будущих программ. «Рассматриваем Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества»,— заявил Владимир Путин.
Для развития Северного морского пути, который является важным морским коридором для международной торговли, важны современные и технологичные морские порты, обеспечивающие бесперебойную работу контейнерооборота. «Самый свежий пример реализации важного инфраструктурного проекта для Арктики — это порт Певек, в котором была установлена плавучая атомная теплоэлектростанция для увеличения энергетической мощности порта и близлежащих к порту территорий. Другие наиболее значимые инфраструктурные проекты связаны с добычей, переработкой и поставкой природных ресурсов на "материк". Яркими примерами являются "Ямал СПГ" (флагманский проект НОВАТЭКа по экспорту сжиженного природного газа.— BG), нефтяная платформа "Приразломная" в Печорском море (платформа создана на ПО "Севмаш" и эксплуатируется ООО "Газпром нефть шельф".— BG)»,— говорит госпожа Степченко.
При этом на совещании по вопросам развития Арктики Владимир Путин обратил внимание на то, что активные строительные работы на объектах Северного широтного хода необходимо начать уже в 2022 году, несмотря на то, что в конце марта вице-премьер Марат Хуснуллин предлагал отложить реализацию проекта на Ямале на год. «Я обращаю внимание правительства, РЖД, "Газпрома", других компаний, задействованных в проекте,— это прямое поручение, прошу вас так к этому и относиться»,— говорил президент РФ, подчеркивая, что запуск новой магистрали позволит разгрузить Транссиб и БАМ.
Из масштабных проектов, заявленных в последние месяцы, можно выделить проект по энергоснабжению создаваемого на территории опережающего развития «Чукотка» Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) с помощью модернизированных плавучих энергоблоков: АО «Чукотатомэнерго» (входит в госкорпорацию «Росатом») планирует в течение десяти лет инвестировать в проект более 150 млрд рублей. Также вступает в активную фазу реновация Норильска, рассчитанная до 2035 года, общий объем финансирования в нее составит более 120 млрд рублей. Помимо этого, ускоряется развитие портовой инфраструктуры: ведется строительство четырех терминалов в акватории Северного морского пути с общим объемом инвестиций более 300 млрд рублей до 2030 года.
Также буквально на днях компания «Полар Транс Порт» объявила, что построит в Архангельске железнодорожный терминал с площадкой для выгрузки и хранения грузов и склад-платформу с подъездными железнодорожными путями. Компания намерена закрыть нехватку соответствующих мощностей в регионе, которая вызвана ростом потребностей новых арктических проектов «Норильского никеля», НОВАТЭКа, «Роснефти». Объем инвестиций в проект превысит 220 млн рублей.
«Зеленые» перспективы
На сегодняшний день Арктика является частью процесса перехода на «зеленую» энергетику как поставщик редкоземельных металлов, сжиженного природного газа (СПГ) и «зеленого» водорода в будущем. Также реализуются небольшие проекты по модернизации существующего энергетического оборудования (например, установка гибридных дизельно-солнечных установок). «Однако существует ряд ограничений развития "зеленой" энергетики в Арктике, например, возобновляемых источников энергии. Отсутствие инфраструктуры, климатические риски, удаленность населенных пунктов и, как следствие, отсутствие спроса, а также отсутствие мер государственной поддержки проектов в области "зеленой" энергетики являются основными барьерами ее развития в Арктической зоне РФ и делают проекты в области "зеленой" энергетики невыгодными для инвесторов. Однако с ростом числа потребителей и развитием инфраструктуры "зеленая" энергетика при соответствующей поддержке государства сможет получить постепенное развитие при условии сохранения заинтересованности государства»,— говорит младший менеджер группы по устойчивому развитию «Делойт и Туш» Николай Прохоров.
По словам господина Баранова, «зеленая» энергетика имеет перспективы в Арктике, она необходима, чтобы сократить антропогенное влияние в регионе, которое с каждым годом увеличивается. «Однако нужно тщательно все взвесить и решить, какие виды "зеленой" энергетики подходят для Арктики, чтобы они не причинили ей дополнительно вреда, не ухудшили жизнь коренных народов, сохранили флору и фауну. Но это направление обладает неплохим потенциалом и со временем может стать основным источником его энергоснабжения»,— добавляет он.
Развитию «зеленой» энергетики в Арктике уделяется отдельное внимание и выделяются дополнительные средства, соглашается Владимир Чернов. Так, в 2021 году регулярно проходили конференции на эту тему, однако в 2022 году обсуждению перспектив развития «зеленой» энергетики в Арктике уделяется меньше внимания, продолжает эксперт. Но при этом экологически безопасные объекты в Арктике 5 мая внесли в перечень объектов инфраструктуры, которые теперь могут согласовываться и строиться в упрощенном порядке.
«Несмотря на отрицательное мнение и скепсис части экспертов, развитие "зеленой" энергетики в Арктике уже не остановить: Россия следует Парижскому соглашению, а также выполняет поручение президента, о достижении углеродной нейтральности к 2060 году. В настоящий момент происходит ESG-трансформация российской экономики, которая невозможна без использования возобновляемой и альтернативной энергетики. Проекты, которые уже были реализованы в Арктике, вполне доказали свою эффективность»,— полагает господин Воронков.
Так, в Тикси (в Якутии) создан технологический комплекс, где объединены ветроэнергетические установки, дизель-генераторы и система аккумулирования электроэнергии. В состав комплекса входят три ветроустановки суммарной мощностью 900 кВт. Экономия дизельного топлива составляет 500 тонн в год. В селе Юнкюр Верхоянского улуса выработка построенной солнечной электростанции составила 42 тыс. кВт•ч в год, что позволило ежегодно экономить более 15,5 тонны дорогостоящего привозного дизельного топлива. «Общая экономия от внедрения современного энергоэффективного оборудования составила около 2 млн рублей в год: обычно дизельное топлива завозится по Северному завозу, и расходы на него составляют до 60% в тарифе на электроэнергию»,— добавляет господин Воронков.
Туристический драйвер
Туристический потенциал Арктической зоны очень велик, но пока слабо используется из-за особых климатических и инфраструктурных условий, говорят эксперты. «Несмотря на это, по данным Ростуризма, за прошедшие десять лет турпоток в Арктику вырос более чем в 1,6 раза: с 725 тыс. человек в 2009 году до 1,172 млн в 2021 году. Однако нельзя не отметить, что при этом учитываются люди, прибывающие работать в регион вахтовым методом»,— говорит господин Воротников, добавляя, что рост турпотока даже в пандемийные годы впечатляет. К примеру, в Мурманскую область в 2021 году приехало 450 тыс. туристов, в Архангельскую — 206 тыс., на Ямал — 180 тыс. «В Мурманской и Архангельской областях прирост выручки турфирм составил 30 и 63% соответственно»,— уточняет он. В основном в Заполярье развиваются этнографический, экологический, спортивный, круизный и другие популярные виды туризма, связанные главным образом с природным наследием. Растет и корпоративное экологическое волонтерство.
Сейчас в арктическом туризме набирает силу новый тренд — диверсификация бизнеса крупных компаний в АЗРФ, к примеру, туристические проекты «Норникеля» на плато Путорана и Кольском полуострове. Еще один амбициозный туристический проект в Мурманской области реализует компания «Валла-Тунтури» («дочка» компании «Норникель»). На полуостровах Средний и Рыбачий будут объединены горнолыжный, горно-туристический, промышленный, исторический, экологический, пеший и круизный виды туризма. Объем инвестиций в создание туристической деревни мирового уровня оценивается в 27,8 млрд рублей. Проект обеспечит 800 рабочих мест после выхода на проектную мощность.
В Ковдоре градообразующая компания «Еврохим» совместно с муниципалитетом развивает туристический бренд «Ковдор — столица Гипербореи», под которым планирует развивать ряд туристических проектов, в том числе туристические маршруты, горнолыжный склон и проекты в сфере промышленного туризма. Согласно закону о преференциях при реализации этих проектов инвестор получает льготы.
«Кроме доходов, эти проекты положительно влияют и на имидж компаний, в том числе на их ESG-рейтинг. Это позволяет компании легче привлекать инвесторов, а также вызывает позитивное отношение к продукции компании со стороны потребителей. В период санкционного давления и перспектив выхода на азиатские, африканские и южноамериканские рынки эта повестка остается крайне важной»,— отмечает господин Воротников.
Вадим Петров полагает, что потенциал АЗРФ может достигать 10 млн человек ежегодно. По его мнению, сегодня потенциал региона раскрыт максимум на 10%.
«Несмотря на суровый климат и непростую транспортную доступность, природные красоты, полярные дни и ночи, а также культурную самобытность каждого региона,— это то, что хочется увидеть, услышать и даже попробовать. Кроме того, важным туристическим магнитом является формирование культурного кода городов и территории. И эту работу северные регионы и муниципалитеты проводят уже не просто точечно, а комплексно — с разработкой и реализацией программ и масштабных проектов»,— говорит госпожа Степченко. Поэтому переживать за развитие туризма в Арктике не стоит, тем более что опыт регионов показывает, что грамотный подход в маркетинге территорий (яркий тому пример — Мурманская область) позволяет не только помочь увеличить турпоток, но и сделать интересное предложение для туристов, продолжает эксперт.
«Учитывая информационный фон, а также рост внутреннего туризма, Арктика является крайне интересной территорией для туризма. Первозданная и суровая природа, биоразнообразие и многообразие культур коренных малочисленных народов притягивают туристов со всего мира. Кроме того, развитие инфраструктурных объектов позволяет улучшить доступность точек интереса туристов и повысить уровень сервисных услуг»,— уверен господин Прохоров. Впрочем, господин Баранов считает, что туристический поток все-таки следует ограничивать, чтобы сохранить Арктику для будущих поколений.