Южное притяжение инвестиций
Проект
В 2022 году начнется строительство первой очереди города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга — научно-образовательного и инновационного центра мирового уровня ИТМО Хайпарк, который не только даст импульс к развитию экономики знаний в Петербурге, но и станет драйвером развития инфраструктуры и одним из самых привлекательных мест для инвестиций в южной зоне агломерации.
В России успешно развиваются города-спутники в Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Многие из них больше тяготеют к крупным городским микрорайонам. Концепция города-спутника Южный предполагает иной подход: градообразующей доминантой станет образовательный и высокотехнологичный кластер, а город-спутник обеспечит места приложения труда жильем, рекреационными зонами, общественными пространствами.
Возведением города-спутника занимается компания «Город-спутник Южный»: на участке, превышающем 2 тыс. га, девелопер намерен сформировать полноценную среду для жизни и работы более 130 тыс. человек. Однако девелопер не исключает привлечения к проекту других застройщиков, которые захотят вложить средства в строительство всех видов недвижимости: коммерческой, промышленной и жилой.
Город-спутник Южный является стратегическим проектом Санкт-Петербурга и входит в шорт-лист приоритетных проектов РФ. Реализация и финансирование ИТМО Хайпарка осуществляется в рамках программ Министерства науки и высшего образования РФ.
«Развитие кампусов остро стоит в экономической повестке. Ранее наша фокусировка была на подготовку специалистов преимущественно для IT-сектора, сейчас наши задачи — более расширены, будем их решать вместе с Минобрнауки»,— подчеркнул генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк» Андрей Назаров.
В проекте предусмотрена отдельная зона площадью 16 га под технологическую долину, где расположатся пять производств, сопряженных с университетским профилем, и 50 международных научных лабораторий. А также бизнес-парк на территории в 4 га с коммерческими помещениями для инновационных компаний.
В качестве потенциальных резидентов планируются прежде всего высокотехнологичные компании, работающие в сфере искусственного интеллекта, киберфизических систем, робототехники, биомедицинских технологий, а также фотонных и квантовых технологий.
В мире давно и успешно реализуется практика строительства «городов знаний и технологий». Пример использования кампуса как центра развития территории демонстрирует Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена в северо-западной Германии. Там создано 1,5 тыс. рабочих мест, представлено 400 компаний и уже подтвержден €1 млрд инвестиций. Также в качестве самых успешных мировых площадок можно назвать научный парк Амстердама (Нидерланды), Лаппеенрантский технический университет (Финляндия), Университет Наварры (Памплона, Испания), Венский университет экономики и бизнеса, The University of Hong Kong, городок Foggy Bottom Campus от Университета Джорджа Вашингтона и другие.
Гектары под ИТМО Хайпарк и жилье
Строительство первой очереди кампуса начнется с возведения главного корпуса Университета ИТМО, общежитий, студенческого клуба и объектов коммунальной инфраструктуры. В конце 2021 года на эти цели правительство РФ выделило 3 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей поступили из бюджета Санкт-Петербурга. К третьему кварталу 2022 года определят подрядчика строительства первой очереди. Главный учебный корпус будет состоять из девяти зданий площадью 30 тыс. кв. м. Здесь смогут обучаться 1,6 тыс. студентов-магистрантов и аспирантов, будут работать 500 преподавателей.
Одновременно с кампусом к 2024 году появятся первые жилые дома в городе-спутнике. Как уточнили в компании «Город-спутник Южный», в ходе первой очереди планируется застроить 78 га, на которых появится 210 тыс. кв. м для 7,5 тыс. человек и еще 30 тыс. кв. м коммерческих помещений. Осваивать территорию будут комплексно: внутри кварталов возведут три детских садика и школу, а также физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном. Кроме того, предусмотрены зоны отдыха и спорта. Партнером первого этапа жилого строительства стал банк «Санкт-Петербург», для реализации проекта был создан специализированный застройщик — компания «ЗаСтрой».
«Первые кварталы ориентированы на потребности студентов, сотрудников и преподавателей университета, которые создадут отправную точку для формирования социума территории, но покупать жилье здесь смогут все горожане»,— подчеркнул генеральный директор ООО «Город-спутник Южный» Сергей Хромов.
Строительство города-спутника будет осуществляться согласно концепции «умный город» (smart city), когда все жилые и бизнес-процессы синхронизированы, что позволит избежать неудобств и жителям кварталов Южного, и коммерческим структурам, работающим в них. Кроме того, это предполагает создание и внедрение информационных платформ для управления различными сферами ЖКХ, энергетики, безопасности, промышленности и транспорта.
Также сейчас идет обсуждение с администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга вопроса о создании школы технической направленности. С Университетом ИТМО обсуждается возможность партнерства.
Всего же в проекте запланировано строительство 10 млн кв. м недвижимости. Из них под общественно-деловую застройку отведено около 1 млн кв. м, на жилую застройку — 4 млн кв. м продаваемых площадей, на социальные объекты — 1,2 млн кв. м, 470 тыс. кв. м. — на промышленные объекты с организацией 40 тыс. рабочих мест, остальное — коммерческая недвижимость.
Транспортная доступность
Город-спутник Южный даст толчок к улучшению транспортной инфраструктуры в южном направлении Санкт-Петербурга. Здесь расположен крупный транспортный узел аэропорта Пулково, активно развивается деловая составляющая, представлены крупные торговые проекты, действует КВЦ «Экспофорум». Однако до мест приложения труда можно добраться либо на машине, либо на экспресс-автобусах, которые двигаются по выделенным полосам Пулковского шоссе. О необходимости строительства дополнительного транспортного полотна в виде метро или легкорельсовой ветки городские власти говорят уже давно.
«Проект создания центра ИТМО Хайпарк очень важен для города и страны. На одной площадке будут объединены образовательные, научные учреждения и инновационные производства. Задача города — обеспечить весь этот комплекс инженерной и транспортной инфраструктурой. На эти цели выделяются значительные средства городского бюджета»,— сообщил губернатор Петербурга Александр Беглов.
На XIX Съезде строителей градоначальник предложил федеральному правительству провести метро до ИТМО Хайпарка с остановками в Авиагородке и аэропорту Пулково. Этот вопрос сейчас рассматривается. Кроме того, планируется запустить новые маршруты наземного транспорта. Таким образом, развитие города-спутника станет импульсом реализации новых инфраструктурных проектов.
Бизнес vs. городское правительство
В проведенном в конце 2021 года исследовании «Многофункциональный город будущего: наука, жизнь и производство» эксперты сошлись во мнении, что дальнейшая стратегия развития Санкт-Петербурга заключается в формировании автономных территорий по типу полноценных подцентров. То есть городу необходима иерархизированная, но при этом полицентричная модель.
«Оптимальным сценарием будет развитие в виде полицентрической агломерации с тремя кольцами самодостаточных центров, связанных между собой и центром Петербурга. В эти кольца будут включены исторический центр, спальные районы, "серый пояс" и города-спутники»,— приводятся слова Михаила Кондиайна, архитектора, соучредителя бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» в исследовании.
Большая часть опрошенных экспертов (42,1%) согласна с этим тезисом и склоняется к тому, что автором и соинвестором проектов должна стать частная инвестиционная инициатива со стороны бизнеса, развивающего эту или смежную территории. Бизнес будет заинтересован в создании площадок, генерирующих приток платежеспособного спроса, и сам выступит «локомотивом» развития территорий. Однако городское правительство должно стать полноценным партнером, а не сторонним наблюдателем или согласователем, как это часто происходит на практике.