«Нам очень нужна земля»

Экспертное мнение

До конца года ожидается принятие поправок в федеральный закон 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», существенно изменяющих условия работы этих территорий с льготным режимом ведения бизнеса. О том, как изменится законодательство, что изменить пока не удается и как работается в условиях новых вызовов для экономики, рассказала корреспонденту BG Вячеславу Калашникову генеральный директор АО «ОЭЗ "Санкт-Петербург"» Тамара Рондалева.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: Как вы оцениваете нововведения в российском законодательстве об ОЭЗ?

ТАМАРА РОНДАЛЕВА: Закон об особых экономических зонах в Российской Федерации был принят в 2005 году. Пройдя путем проб и ошибок, пройдя «гильотину» Счетной палаты РФ в 2015 году, когда даже был принят мораторий на создание новых ОЭЗ, на время проведения анализа эффективности существующих, особые экономические зоны сегодня стали одним из самых эффективных в РФ проектов по привлечению инвестиций — не только иностранных, но и отечественных.

При этом все понимают, что нам нужно быстро реагировать на текущую экономическую ситуацию, и Минэкономразвития на основе предложений управляющих компаний и администраций регионов сформулировало основные изменения в 116-ФЗ. Количество типов ОЭЗ сокращается с четырех до трех: промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны объединяются в промышленно-технологические. Это, в частности, снимает ограничения на предельный размер совокупной площади используемых земельных участков: для нас как ОЭЗ технико-внедренческого типа он составляет 400 га, для промышленно-производственных — в 10 раз больше. Механизм расширения экономических зон по новому законопроекту значительно упрощается. Кроме того, становится существенно проще и система принятия инвесторов в ряды резидентов: бизнес-планы планируется заменить паспортом инвестиционного проекта, также рассматривается возможность упразднения экспертного совета, что существенно ускоряет процесс принятия решения.

BG: Какие изменения, по вашему мнению, необходимо внести? В том числе с учетом сегодняшней ситуации в промышленности и экономике?

Т. Р.: Были предложения по обнулению ставки налога на прибыль — для всех резидентов. Нас в этом отношении поддерживают все, кроме Минфина. Этот барьер мы пока никак не можем преодолеть, но считаем, что текущая ситуация нам позволит обосновать, почему необходимо предоставлять дополнительные льготы резидентам экономических зон.

Следующие льготы, которые мы просили поддержать,— это социальные налоговые отчисления. В начале 2020 года они для субъектов малого и среднего бизнеса были снижены до 15%, но мы как территория с преференциальными условиями развития бизнеса хотели бы, чтобы резидентам ОЭЗ предоставлялись такие льготы вне зависимости от размера предприятия. Чтобы ставка страхового взноса для наших резидентов была снижена до 7,6%, как это предусмотрено для IT-компаний, поскольку резиденты несут существенные затраты, инвестируют в технологии и основные средства производства. В этом пока мы тоже не нашли поддержки.

Кроме того, мы просили предоставить управляющим компаниям льготы, аналогичные тем, что даются резидентам, потому что мы как коммерческая организация, кроме услуг, которые мы предоставляем резидентам на платной основе, дополнительных источников дохода не имеем.

Сейчас законопроект прошел первое чтение. Мы надеемся, что ко второму чтению сможем существенно дополнить его нашими поправками и сделать более привлекательным для инвесторов. Ожидаем, что в осеннюю сессию завершим процедуру принятия изменений, и надеемся, что в этом году увидим этот закон.

BG: Есть ли какие-то изменения в реализации постановления правительства РФ № 1119?

Т. Р.: Это постановление — инструмент для поддержки регионов, позволяющий возвращать в бюджет субъекта федерации налоговые отчисления инвесторов в федеральный бюджет — для дальнейшего развития региональной инфраструктуры. Мы планируем вернуть в бюджет города 4,4 млрд рублей, которые регион потратил на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ, наша заявка уже одобрена Минэкономразвития и Минфином, сейчас формируется пакет документов для Министерства финансов, чтобы соответствующая строка появилась в федеральном бюджете на 2023 год. Пройдя весь бюрократический путь, выстроив понятную, логичную цепочку взаимодействия с министерствами, мы открываем эту историю для Санкт-Петербурга, и если город продолжит вкладывать в развитие экономической зоны, мы сможем продолжать возвращать эти деньги из федерации.

На сегодняшний день только Петербург получил от наших резидентов более 18,5 млрд рублей налоговых отчислений, а федерация — 19,2 млрд рублей. Общая сумма налоговых отчислений наших резидентов — около 44 млрд рублей в бюджеты всех уровней. Соответственно, мы можем рассчитывать, что динамика сохранится, и Санкт-Петербург, развивая ОЭЗ на других площадках, создавая такой комплекс услуг для инвесторов, будет получать софинансирование из федерального бюджета, и вкладывать эти средства в дальнейшее развитие.

Что касается последних изменений, то в начале мая в постановлении была изменена формулировка определения «резидент экономической зоны». Если раньше на наших крупнейших фарминвесторов — Biocad и «Вертекс» — действие постановления не распространялось, поскольку они имели зарегистрированные за пределами ОЭЗ обособленные подразделения, то теперь их налоговые отчисления также будут учитываться. А с учетом их налогов период возврата средств значительно сократится — в разы.

BG: Какие компании сохраняют планы по открытию производств в этом году? Есть ли компании, которые решили сдвинуть сроки реализации или отказались от проектов?

Т. Р.: Нет, таких компаний на текущий момент в ОЭЗ «Санкт-Петербург» нет. Более того, мы наблюдаем инвестиционный всплеск: у нас сейчас в работе более 20 компаний, которые нуждаются в очень быстром развитии и строительстве производственных площадей, увеличении своих мощностей и открытии новых производств, и которые максимально близко подходят по типу к резиденту ОЭЗ технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге. Я не могу сказать про другие промышленные территории, но у нас дефицит земли, нам очень нужна земля или любая территория, которую можно поместить под режим особой экономической зоны. Мы очень рассчитываем, что город, комитет по промышленной политике, инновациям и торговле, расширит ОЭЗ за счет площадки «Парнас», и ожидаем формирования земельных участков для подачи заявки в Министерство экономического развития. В Петербурге есть земельные участки, которые возможно будет передать в ОЭЗ. И мы надеемся, что город сейчас сформирует свои предложения. Есть площадка «Металлострой», которую неоднократно называли как перспективную для развития, есть площадка «Белоостров». Мы готовы рассматривать все земельные участки, в том числе и частные.

В этом году мы ожидаем сдачи в эксплуатацию завода «Фармасинтез-Норд» — он уже построен, акт ввода получен, и торжественный запуск планируется в ближайшие месяцы. Компания «Россети» должна закончить строительство объекта (АО «НИЦ ЕЭС») и ООО «ПФ "Элкон"» (приборостроение).

BG: Одним из преимуществ ОЭЗ в Санкт-Петербурге было ее географическое положение. Как разрыв логистических цепочек после введения санкций повлиял на работу резидентов зоны?

Т. Р.: Нам повезло: руководители предприятий у нас — умнейшие люди, эксперты в своих направлениях. Когда изменились логистические цепочки, никакой паники не было: они тут же начали выстраивать новые коридоры поставок, искать альтернативные компоненты, договариваться со своими западными партнерами, не все из которых заняли категоричные позиции отказа от поставок, а наоборот — начали помогать нашим инвесторам решать их проблемы.

Главные свои преимущества ОЭЗ «Санкт-Петербург» сохраняет: нас принципиально отличает от других промышленных площадок города то, что мы работаем по 116-ФЗ и наши инвесторы защищены, а административные барьеры снижены. Все подключения к инженерной инфраструктуре ОЭЗ бесплатны для инвестора, и мы предоставляем все необходимые резидентам объемы энергоресурсов, воды и водоотведения. На период строительства аренда участка обходится в 2% от кадастровой стоимости гектара (от 370 тыс. рублей в год), по окончании строительства инвестор может выкупить землю за 25% от кадастровой стоимости — примерно 11,5 млн рублей за гектар. Плюс у нас на территории ОЭЗ частично не действуют градостроительные нормы: отсутствует обязательное согласование архитектурно-градостроительного облика объекта, можно строить по границам участка, используя его максимальную площадь, отсутствуют ограничения по высоте, нет ограничений по озеленению, по количеству парковочных мест. Такого в городе больше ни у кого нет, и это делает нас наиболее привлекательным инструментом для реализации инвестпроектов.

Вся лента