Бизнесу предложили затариться
Насколько сложно начать выпуск упаковки
Бизнес просит власти раскрыть данные по производству картона и распределять упаковку между участниками рынка. К этому, как пишет “Ъ”, Госдуму призвала ассоциация «Союзмолоко», в которую входят в том числе Danone, PepsiCo и «Эконива». Там опасаются дестабилизации поставок после того, как шведские власти не разрешили одному из ведущих мировых производителей упаковки — компании Tetra Pak — возобновить экспорт продукции в Россию. Стоит ли отечественным предпринимателям воспользоваться ситуацией и выйти на этот рынок? Об этом — Даниил Бабкин.
Изменения на рынке упаковки потребители уже наверняка заметили: за последний месяц последовательно «побелели» многие соки и молочные продукты. Причина — в недостатке красок, но это не самая большая неприятность. Значительные ее объемы делали из импортного сырья, и пока у производителей есть запасы. Но если за несколько месяцев не удастся локализовать выпуск продукции или найти поставщиков из других стран, проблемы будут гораздо серьезнее. Ситуацию ухудшает и запрет шведских властей на экспорт товаров Tetra Pak, но это как раз то самое окно возможностей, которое, вероятно, ждал российский бизнес, предполагает гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов:
«Рынок долгоиграющей упаковки, асептики, составляет примерно 15% от общего рынка молочной упаковки. Ключевым игроком здесь, хотя и не единственным, являлась Tetra Pak. Наверное, определенные возможности в связи с тем, что ряд производителей может переключиться на другие виды упаковки, открываются. Однако я думаю, что это дает шанс скорее уже действующим игрокам нарастить существующие объемы производства. Но я не исключаю, что у нас появятся новые участники, которые на первом этапе будут импортировать эту продукцию, например, из стран Юго-Восточной Азии, Китая или других».
Рынок упаковки в целом очень конкурентный. Для той же молочной продукции требуются картонные изделия для длительного и краткосрочного хранения, пленка, ПЭТ-тара, стекло. Более трети в структуре производства занимает картонная и бумажная упаковки, но организовать даже самый простой выпуск будет нелегко из-за проблем с импортным оборудованием, говорит директор Орловского бумажного комбината Виктор Перелыгин: «Мы выпускаем бумагу, из которой делаем упаковку, но это обычный картон. Конкурентов много: практически в каждой области несколько предприятий, занимающихся изготовлением гофрокартона. Есть определенные сложности с оборудованием, поскольку если раньше оно приобреталось где-то в Европе, то сегодня остается только Китай».
Закупить оборудование можно и через третьи страны, но трудностей с сервисом не избежать, говорят собеседники “Ъ FM”. Грамотно его обслуживать могут только специалисты компании-производителя, а те в основном из Европы. Особо остро ощущается дефицит «сложной» упаковки, и рынок ждет новых игроков, но стартовые издержки велики, отмечает главный редактор журнала «Сырье и упаковка» Светлана Галкина: «Местного производства требует целый ряд упаковочных позиций. Это точно относится к дозаторам, спреям — это более сложные вещи, чем обычный флакон или банка. Здесь ниш свободных очень много. Другое дело, что это требует достаточно серьезных вложений. Нормальные машины для этого будут стоить от 500 тыс. руб. и выше. И то, что проще, у нас уже изготавливают».
Относительно новая индустрия — производство экологичной упаковки. Отрасли прочили устойчивый рост — по 9% ежегодно, но это было до военных действий на Украине. Рынок состоит из большого числа крупных и мелких компаний, и в перспективе на него можно обратить внимание, говорит куратор интенсива «Экологичная упаковка» в Британской высшей школе дизайна Алина Лихачевская: «Я бы следила за тем, как будет меняться структура потребления населения. Доходы у него станут снижаться, из-за чего потребительская корзина также изменится, а вслед за ней и упаковка. Слышала мнение, что всем не до экологического аспекта — нам бы спасти бизнес. Но, думаю, сейчас как раз самое время обратить на них внимание, поскольку они могут помочь заложить более прочный фундамент на следующий виток развития индустрии».
Насколько пострадал от кризиса рынок упаковки, станет понятно к осени, предполагают собеседники “Ъ FM”, когда наладятся альтернативные цепочки поставок и приедет новое оборудование из дружественных или нейтральных стран.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".