Автозапчасти бьют по ОСАГО

Стоимость полисов ОСАГО для конечного потребителя в этом году в среднем уже выросла на 9%. Основная причина — подорожание запчастей для автомобилей до 50%. При этом агрегаторы автострахования отмечают, что страховщики откладывают на время оформление новых полисов клиентам в таких регионах, как Сибирь, аргументируя задержки ростом убыточности самой услуги. Если цены будут повышаться и дальше, это может привести к увеличению «серого» рынка ОСАГО, считают эксперты.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В 2022 году изменились базовые ставки по страхованию ОСАГО: для физических лиц тарифный коридор увеличился до 2224–5980 руб. (в 2021 году: 2471–5436 руб.), для юридических лиц — в пределах 1152–4541 руб. (в 2021 году: 1646–3493 руб.). Основной причиной роста цен стал дефицит автозапчастей на российском рынке из-за ухода практически всех импортных производителей и поставщиков комплектующих из России после обострения геополитической ситуации.

«Кроме того, в марте стоимость большинства запасных частей, особенно для иномарок, увеличилась на 50–98%, что сделало запредельно дорогим ремонт в рамках ОСАГО»,— утверждает руководитель подразделений кредитования и страхования сети автосалонов Fresh Auto Ольга Бондарева. По оценке участников рынка, стоимость запчастей составляет около 60–70% стоимости ремонта, остальное — это работы и краска.

Страховщики были вынуждены перейти на иной формат выплат компенсаций пострадавшим в ДТП — наличные средства вместо оплаты ремонтных услуг. В связи с этим стоимость ОСАГО выросла на 5–10%, каско — на 10–15%, говорит госпожа Бондарева.

«Расчет при этом производится в соответствии с единым справочником средней стоимости запасных частей, нормо-часов и материалов. Это приводит к тому, что автовладельцы, попавшие в ДТП не по своей вине, получают от страховых компаний суммы, которых не хватает на ремонт, поскольку реальная стоимость запчастей оказывается значительно выше, чем в едином справочнике»,— сообщает пресс-служба ГК «Автодом».

Тотальное доминирование

По данным компании «Ингосстрах», на 15 мая 2022 года совокупно по всем видам страхования сборы филиалов Сибирского регионального центра достигли 1,2 млрд руб., что на 44% выше показателей за пять полных месяцев прошлого года. «При этом рынок ОСАГО в округе не демонстрирует такого роста. Объем этого сегмента за период с 1 января по 15 мая 2022 года на 7% меньше, чем за пять полных месяцев 2021 года»,— рассказал директор Сибирского регионального центра компании «Ингосстрах» Виктор Силачев. По предварительному прогнозу компании, за пять месяцев рынок ОСАГО вырастет не более чем на 5–10%.

В «РЕСО-Гарантия» в крупных городах Сибири средняя премия в ОСАГО за четыре месяца 2022 года относительно аналогичного периода прошлого года в совокупности подросла в пределах 6–7%. Это ниже официальной инфляции (по данным Росстата, инфляция за первый квартал 2022 года составила 9,95%). «Если же рассматривать отдельно показатели за апрель и первую половину мая, то рост сборов составил 11%»,— сообщил старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев.

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева отметила, что в округе в текущем году не наблюдаются существенные изменения в сборах/выплатах. «Они держаться на уровне прошлого года»,— сообщила представитель компании.

В то же время выплаты по ОСАГО компании «Ренессанс страхование» в Сибири за январь — март 2022 года выросли на 26%. «Средняя премия по ОСАГО за прошлый год менялась несущественно. В этом году с марта она сместилась к верхней границе тарифного коридора»,— прокомментировал управляющий директор по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

Убытки от ОСАГО

По данным «Ингосстрах», средняя премия по ОСАГО в Сибири в 2021 году составила 5855 руб., средняя выплата — 68,8 тыс. руб. В 2022 году эти суммы будут на порядок выше, считают опрошенные представители страховых компаний.

Из-за рисков убыточности услуги автострахования агрегаторы (сайты по продаже полисов ОСАГО) отмечают проблемы с оформлением новых полисов. «Доступность ОСАГО, несмотря на обязательность этого вида страхования, в нашей стране стала для 20% клиентов удивительным квестом в попытке купить полис. Мы наблюдаем снижение уровня согласования для клиентов»,— рассказывает директор по развитию страхового бизнеса «Сравни.ру» Александр Крайник.

Клиенты онлайн-сервиса автомобильных услуг Avtosliv.ru также пожаловались на невозможность покупки полиса ОСАГО ни на сайтах страховых компаний, ни в агрегаторах, также есть жалобы на отказы в офисах продаж, сообщил руководитель агрегатора Рустам Габбасов. «Очень сильно растет разрыв в сроках страхования, то есть клиенты откладывают покупку ОСАГО, так как никто не может им помочь в решении проблемы, а значит, растет доля водителей, передвигающихся на авто без полиса автострахования»,— комментирует он.

В апреле Российский союз страховщиков предложил вариант запуска перестраховочного пула, который заменил бы систему Е-Гарант, предполагалось, что страховые компании будут оформлять больше клиентов, а убытки делить на всех. Но ситуация на май 2022 года показывает, что только две страховые компании начали работу в пуле и только в тех регионах, где убыточность меньше всего, то есть, по сути, проблема осталась на прежнем уровне. «Нам стало известно, что ЦБ РФ сейчас предлагает увеличить диапазон базовых ставок еще на 30%, возможно, после этого получится увеличить предложения для страхования полисов ОСАГО в регионах»,— добавляет Рустам Габбасов.

По данным участников рынка, сдерживание цен государством мешает работе страховых компаний. «Считаю, что лучшим решением в сложившейся ситуации будет убрать государственное регулирование по ОСАГО для частных страховых компаний, при этом оставить ставки и тарифы для страховых компаний с государственным участием. Таким образом, рыночными методами можно убрать проблему с доступностью ОСАГО в регионах, в этом случае страховые компании сами будут определять выгодную для страхования автомобилей цену, при этом госкомпании будут сбивать цену, и проблема с предложениями исчезнет навсегда,— считает господин Габбасов.— Непонятно, почему государство регулирует рынок ОСАГО с годовым объемом 220 млрд руб., а рынок недвижимости с объемом более 3,5 трлн руб. в год — нет».

Будущее в тарифах

В целом тренд на рынке ОСАГО в 2022 году — рост средней стоимости полиса, так как удорожание запчастей приведет к увеличению объема выплат, делают вывод участники рынка. «На данный момент происходит переоценка всех рисков в связи с волатильностью рынка и новыми вызовами, нестабильностью курсов валют и возможными изменениями законодательства. Стоимость автомобилей уже выросла, соразмерно увеличится и страховая премия»,— говорит Виктор Силачев.

В данный момент страховыми компаниями и дилерами активно прорабатываются возможные пути поставок альтернативных запчастей. «Если раньше ремонт у дилеров всегда подразумевал обязательную поставку оригинальных запчастей, сейчас эта граница размывается. Сами дилеры готовы к этому, поскольку альтернативные запчасти — вполне кондиционные, зачастую сделанные на том же заводе запчасти, которые используются и самими производителями. Пока разрабатывается азиатское направление»,— комментирует господин Силачев.

Между тем Сергей Демидов считает, что рост убыточности ОСАГО неизбежен. «Стоимость запчастей выросла, и, соответственно, вероятен пересмотр тарифов в пределах тарифного коридора, в том числе нового, если Центробанк примет решение о его пересмотре»,— подчеркивает эксперт.

В то же время в случае повышения тарифов ОСАГО, по мнению экспертов, серый рынок — а именно продажи фальсифицированных полисов — кратно вырастет. Однако сейчас оценить развитие рынка в условиях подобной неопределенности сложно, считают участники рынка.

Лолита Белова

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Вся лента