Защита от кандидатского
Ян Непомнящий попробует снова стать претендентом на звание чемпиона мира
Сегодня в Мадриде открывается главное шахматное соревнование сезона — кандидатский турнир, в котором восемь гроссмейстеров определят обладателя претендентского статуса, то есть участника будущего матча за титул чемпиона мира, принадлежащего норвежцу Магнусу Карлсену. В числе тех, кто за него поборется,— российский шахматист Ян Непомнящий, проигравший Карлсену в предыдущем чемпионском поединке. И веских причин думать, что у него очень мало шансов снова добраться до такого матча, нет, учитывая отсутствие среди соперников хотя бы одного, похожего на явного фаворита без изъянов.
Пандемия коронавируса перетряхнула весь шахматный календарь, а чемпионский цикл спрессовала до предела. Мадридский кандидатский турнир проходит всего через год с небольшим после завершения предыдущего — екатеринбургского, разбившегося из-за приостановки на две половинки, и спустя полгода — после матча за титул чемпиона мира в Дубае. И на шахматных сайтах еще в тренде анализ выступлений в обоих соревнованиях нынешнего российского лидера Яна Непомнящего. В Екатеринбурге он что в первом, пришедшемся на 2020-й, что во втором, уже в 2021 году, круге был очень хорош, одержав убедительную победу. В чемпионском поединке держался против Магнуса Карлсена, безусловного шахматного флагмана века, пять партий так неплохо, что в нем уже начали подозревать человека, способного положить конец длящемуся почти целое десятилетие доминированию норвежца, но потом отдал марафонскую шестую — и уже не смог поддерживать иллюзию полного равенства.
Дубайский матч пришлось останавливать, не доиграв три партии, при разгромном счете 7,5:3,5 в пользу Карлсена. Но приз получил не только он, но и его соперник. Международная шахматная федерация (FIDE) отправляет проигравшего в поединке снова пытать счастья в кандидатском турнире без отбора, который приходится проходить всем остальным семи гроссмейстерам. Ну всем — это с некоторыми оговорками.
На самом деле через полноценный отбор в кандидатский турнир пришлось просачиваться лишь пяти шахматистам. Поляк Ян-Кшиштоф Дуда получил путевку как победитель Кубка мира, иранец Алиреза Фируджа, сейчас представляющий Францию, вместе с американцем Фабиано Каруаной — как финишировавшие на первом и втором местах в Grand Swiss Tournament, американец Хикару Накамура и венгр Рихард Раппорт — как лучшие по итогам серии Гран-при, наиболее свежего из испытаний, состоявшегося уже в нынешнем году.
А вот еще два человека наряду с Непомнящим от квалификации были избавлены, получив подарки от FIDE. Азербайджанца Теймура Раджабова она наградила мадридской путевкой, приняв во внимание тот факт, что, заработав право играть в кандидатском турнире в Екатеринбурге, он до него так и не долетел, не захотев рисковать здоровьем и предсказав, что коронавирус все равно сорвет состязание. А китайцу Дин Лижэню право сыграть в испанской столице досталось после ЧП с россиянином Сергеем Карякиным. FIDE дисквалифицировала финалиста Кубка мира за то, что, по мнению FIDE, тот слишком публично и громко поддержал военную операцию на Украине. Вакансию по правилам полагалось заполнить шахматистом с наивысшим рейтингом из тех, кто не отобрался. Таким оказался Дин Лижэнь, который был, правда, вынужден выполнить еще одно условие — сыграть достаточное количество официальных классических партий. Китайцу из-за жестких ограничений, действовавших на родине и препятствовавших выезду на зарубежные соревнования, не хватало трех десятков. Но он, словно спустившийся в забой ради рекорда пятилетки стахановец, задачу в кратчайшие сроки выполнил, чуть ли не месяц, кажется, вообще не вставая из-за доски.
Ни про кого из семи оппонентов Яна Непомнящего, каким бы путем он ни проследовал в Мадрид, конечно, все равно не скажешь, будто бы он случайный там человек. У всех есть серьезные достижения. У всех — яркая биография. Все — или в топ-десятке классификации FIDE, как и Ян Непомнящий, располагающийся сейчас на седьмой позиции, или поблизости от нее.
Но ни про кого не скажешь, и что он похож на безусловного фаворита без единого изъяна. У Дин Лижэня нынче выдающийся, за 2800 (больше только у Магнуса Карлсена) рейтинг, но «набил» он его в партиях со скромными соотечественниками. А полноценной практики перед кандидатским турниром у него было не так много, чтобы наверняка набрать подходящий тонус.
На форму Теймура Раджабова намекает его участие в финишировавшем на прошлой неделе супертурнире Norway Chess. Он занял предпоследнее, девятое, место, притом что выше очутились шахматисты, в кандидатский турнир не пробившиеся или даже о нем и не мечтавшие.
Фабиано Каруана, в 2018 году на равных вплоть до тай-брейка рубившийся в чемпионском матче с Карлсеном, давно переживает что-то наподобие карьерной стагнации: уровень игры, безусловно, высок, но не хватает чего-то экстраординарного.
Рихарду Раппорту и Яну-Кшиштофу Дуде жутко не хватает стабильности, без которой в кандидатском турнире, по идее, не выжить. А Хикару Накамура вообще уже несколько лет как профессионал в области скорее не «традиционных» шахмат, а шахматного интернет-стриминга. Его стихия — блиц, а «классика» — так, хобби.
Сам Магнус Карлсен выделяет как самого интересного, самого принципиального (настолько принципиального, что готов отказаться от чемпионского матча, если выпадет встречаться с другим) для себя соперника Алирезу Фируджу — шахматного вундеркинда с невероятным природным даром. Но в его возрасте (а Фирудже 19 исполнится 18 июня, уже после старта кандидатского турнира) на чемпионский титул не замахивались даже главные гении жанра — Бобби Фишер, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Все-таки такой градус конкуренции требует определенной матерости.
И в этом смысле Ян Непомнящий точно не хуже всех остальных. Опыт, включая опыт специфический, именно кандидатских турниров, стабильность — его несомненные козыри, едва ли уничтоженные разгромным проигрышем в дубайском матче чересчур уж сильному противнику, который, что уж там говорить, может свысока посматривать на любого из тех, кто будет биться в Мадриде за возможность пересечься с шахматным королем.