«Чтобы правила действовали, нужны институты, которые будут их внедрять»

Директор компании «Элефант» Михаил Смирнов о перспективах дизайн-кода в Челябинске

Необходимость принятия свода правил размещения рекламных и информационных объектов в Челябинске активных возражений не вызывает ни у градостроителей, ни у жителей мегаполиса. Ситуация с информационным хаосом, складывающаяся годами, видна всем. Однако у каждой группы сомневающихся есть свои опасения. Многие считают, что принятые документы просто не будут работать, собственники среднего и малого бизнеса опасаются, что они не принесут ничего, кроме дополнительных затрат и лишних согласований.

Такие документы, как дизайн-код для челябинских вывесок, начнут работать, когда они будут подкреплены механизмом их реализации и контроля. И проблема разработки этого механизма важнее, чем разработка и обоснование самих правил.

В скорейшем внедрении регламента должен быть интерес со стороны власти. Потому что момент катастрофически упущен. Подобные документы нужно было принимать четыре-пять лет назад, когда сети массово расширялись, и количество вывесок очень быстро росло. Три года назад только «Пятерочка» утроила количество точек в городе за год. Тогда можно было свести все в единый документ, как это было сделано в других городах, и работать в соответствии с ним. В Москве, например, действуют несколько дизайн-кодов, со своими цветами, правилами размещения, символикой, шрифтом, каждый для своего административного округа. В Екатеринбурге во главе угла стоит паспорт фасада, он учитывает не только вывески, но и правила, по которым нужно застеклять балконы и размещать кондиционеры. У нас же все это делается хаотично, и порой новый дом еще до конца не заселен, а фасад уже испорчен безвозвратно. Ну наведем мы порядок с вывесками, а дальше что? Например, на улице Труда мы его навели, но общий облик улицы практически не изменился, потому что вывески упорядочены, но это часть картины, а разномастное остекление балконов и установка сотен кондиционеров сводит все усилия по формированию гармоничного облика на нет.

Опыт общения с предпринимателями по поводу дизайн-кода показывает, что есть две разных реакции. Одни говорят: «Давайте немного подождем, сейчас не время». Это вечная история: то у нас рынок на подъеме, то, наоборот, падает, но подождать нужно всегда. Другие – это как раз те, кто в последнее время активно слушал урбанистов. Они, наоборот, говорят: «Давайте вообще все унифицируем, сделаем белые буквы одинакового размера по всему городу».

У нас уже есть жилые комплексы, в которых принят подобный дизайн-код, и он настолько жесткий, что так не делают ни в Европе, ни в исторических частях российских городов, - один шрифт, одна высота, один фон, и ничего нельзя менять. Распространять эту практику на весь город – не лучшая идея.

Что касается бизнеса в целом, то давно известно, что обновление вывески автоматически дает дополнительные 15-20% к посещаемости. По идее желательно делать это каждые несколько лет. То есть для предпринимателей дизайн-код - это тоже выгодная история. Но и с их стороны интереса пока не возникло. Бизнес обычно не любит, когда ему что-то навязывают, плюс требуются затраты, нужен человек, который будет в это вникать, согласовывать документы.

Третьей движущей силой должно стать рекламное сообщество. Рекламщиков, как никого другого, должны оскорблять нынешняя эстетическая безвкусица и технологическое варварство, творящиеся на городских улицах. Только на северо-западе, как минимум, 4 – 4,5 тыс. вывесок, которые в соответствии с новым дизайн-кодом требуют замены. И если на этапе разработки специалисты рекламной отрасли активной инициативы не проявляли, то сегодня именно они должны стать главными проводниками внедрения новых стандартов.

Анализ существующей ситуации показал, что наиболее плачевное состояние с визуальным обликом – у районов с массовой типовой застройкой и въездов в город. Вообще я считаю, что в делении городских улиц на «гостевые» и «не гостевые» отсутствует логика. Непонятно, как выбирали эти улицы. 90% гостей города приезжают сюда на автомобилях, и первое, что они видят, это Уфимский, Троицкий, Свердловский тракты, въезд со стороны Кременкуля, но они не являются признанными гостевыми маршрутами и выглядят ужасно. То же самое с Копейским шоссе. Зато гостевым маршрутом является дорога из аэропорта, откуда в Челябинск прибывает менее одного процента людей. Я не знаю, сколько нужно денег, чтобы отреставрировать и привести в порядок улицу Горького, а на улице Бажова можно сколько угодно наводить порядок с рекламой – ее проще снести и заново отстроить.

Поэтому практику распространить дизайн-код на весь город считаю в целом правильной, другое дело, как все это будет выполняться, как будут определены этапы реализации. Чтобы правила действовали, нужны институты, которые будут их внедрять и контролировать выполнение. Дизайн-код не может существовать сам по себе, он встраивается в сложную систему города. А у нас за последнее время многие институты перестали существовать. Например, нет районных архитекторов, несколько лет у города не было главного художника. И получается, что мы создаем нормативную базу, а реализовывать все это некому.

Дизайн-код – это маленькая часть процесса развития города, в нем есть огромное количество аспектов, которые необходимо просчитывать, понимая, что именно сейчас Челябинск переходит из одного качества в другое. Мы до сих пор мысленно живем в городе-заводе. На самом деле, все давно поменялось, в Челябинске на заводах работает 50 тысяч человек, а не 600 тысяч, как в советские времена. Он становится городом услуг, образования и строительства и живет совершенно по другим законам, а инфраструктура осталась прежней. Поэтому предстоит решить еще много задач, и реализация дизайн-кода – лишь один из множества шагов по гармонизации облика столицы Южного Урала.

Михаил Смирнов, директор компании «Элефант»

Вся лента