«Синара» запускает ток-шоу
СТМ показал в Петербурге троллейбус собственной разработки
Холдинг «Синара — Транспортные машины» провела презентацию своего первого троллейбуса. Опытный образец произведен на предприятии «СТМ-Энергорешения» в Санкт-Петербурге, а серийное производство планируется организовать на площадке Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ). В компании заявили, что новую машину хотят показать главам российских регионов. По предварительным подсчетам, объем инвестиций на первом этапе проекта превышает 1 млрд руб. По мнению экспертов, появление уральского игрока на рынке производителей троллейбусов — позитивная история.
Входящий в уральскую группу «Синара» холдинг «Синара — Транспортные машины» (СТМ) 15 июня в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума представил троллейбус собственной разработки. Для компании это первый продукт производства колесного городского транспорта, до этого она специализировалась в основном на производстве железнодорожной техники и городского рельсового транспорта.
Разработанный троллейбус называется «Синара-6254», он рассчитан на 37 посадочных мест. По словам генерального директора СТМ Виктора Леша, на развитие этого направления бизнеса возлагаются большие надежды. «Для предприятия это принципиально новое направление. Это линейка техники, первым из которой сертификацию должен пройти троллейбус модели “Синара-6254”. Объем инвестиций в первую стадию проекта, по предварительным оценкам, превышает миллиард рублей»,— рассказал господин Леш. Новую машину планируют представить руководителям российских регионов.
Первый опытный образец троллейбуса был создан на предприятии «СТМ-Энергорешения» в Санкт-Петербурге. Там же планируется произвести установочную партию из 20 троллейбусов. После этого машины отправятся в Челябинск. Осенью 2021 года СТМ и администрация Челябинска подписали концессионное соглашение по созданию и эксплуатации троллейбусной инфраструктуры в городе. В течение 2022–2023 годов столица Южного Урала получит 168 единиц новой техники, будет модернизирована контактная сеть, реконструированы два депо, также планируется отремонтировать три действующие троллейбусные подстанции и построить еще три.
В Челябинске на ЧТПЗ (входит в Трубную металлургическую компанию — ТМК) уже строится производственная база для запуска безрельсового общественного транспорта СТМ «в серию».
До недавнего времени бенефициарами группы «Синара» и ТМК были члены семьи уральского бизнесмена Дмитрия Пумпянского. С 9 марта 2022 года они находятся под санкциями Евросоюза. После включения в санкционный список они вышли из числа бенефициаров ТМК, группы «Синара» и покинули советы директоров компаний, в том числе СТМ. Доли были переданы менеджменту обществ. В конце мая семья Пумпянских оспорила санкции Евросоюза.
Презентация нового направления бизнеса уральской компании состоялась в нестабильное время для некоторых отраслей «материнского» сектора предприятия. В мае Siemens объявила о выходе из совместных предприятий в России. У СТМ и Siemens есть в Верхней Пышме (Свердловская область) совместное предприятие «Уральские локомотивы», которое выпускает, в частности, поезда «Ласточка». Текущий уровень их локализации — 85–87% (13–15% составляет импорт). Информации о том, как уход Siemens отразится на судьбе «Ласточек», пока нет.
Перспективы «троллейбусного направления» бизнеса СТМ оцениваются экспертами позитивно. В настоящий момент на территории РФ работают три предприятия серийно производящие троллейбусы — это ПК Транспортные системы (на базе бывшего завода «Тролза» в городе Энгельсе Саратовской области), Вологодское «Транс-альфа» и Уфимский ТТЗ. По итогам 2021 года, по данным аналитиков Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ), было произведено 342 троллейбуса для поставок в города РФ.
Как прокомментировали аналитики МАП ГЭТ, для полного обновления устаревшего подвижного состава к 2030 году в города РФ требуется ежегодно поставлять не менее 569 троллейбусов.
«Появление нового игрока на рынке — история вполне позитивная, однако пока разработанный СТМ троллейбус не сертифицирован, кроме того, нет понимания конкретных цен на машины. С учетом того, что в настоящее время обновление парка электротранспорта осуществляется в основном за счет местных и региональных бюджетов, ориентироваться СТМ придется только на крупные “столичные” системы электротранспорта, или напрямую участвовать в концессионных соглашениях. Полагаю, на Челябинске они “обкатают” эту бизнес-идею, а дальше — время покажет»,— резюмировал аналитик МАП ГЭТ.