Суждение вместо штрафа
Росприроднадзор обсуждает практику предварительного контроля инвестпроектов
Минприроды готовит эксперимент по выдаче Росприроднадзором участникам рынка мотивированных мнений о соответствии их работы в рамках инвестпроектов требованиям природоохранного законодательства. Одобрение службы призвано избавить бизнес от дальнейших претензий контролеров. За счет этого чиновники рассчитывают на заметное сокращение числа надзорных мероприятий и переход компаний к самостоятельному экологическому аудиту. Бизнес же хочет избежать ошибок в проектной документации, штрафных санкций и сократить сроки получения разрешений и ввода объектов в эксплуатацию. Проект нового положения о Росприроднадзоре предполагал начать эксперимент 1 мая, но этого не произошло: до его запуска служба и рынок хотят провести пилотный проект, чтобы снять все вопросы к практическому применению нового порядка.
В декабре 2021 года глава «Деловой России» Алексей Репик на встрече с президентом обозначил потребность бизнеса в распространении опыта Федеральной налоговой службы (ФНС) на другие контрольно-надзорные ведомства. В феврале текущего года на встрече президента с членами «Деловой России» глава совета директоров «Абрау-Дюрсо» Павел Титов вновь поднял вопрос о необходимости проведения консультаций и предоставления мотивированного мнения контрольно-надзорных органов. Предприниматели предложили провести пилотный проект на базе Росприроднадзора. Идею поддержали вице-премьер Виктория Абрамченко и глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
По проекту положения, подготовленному после Минприроды, компании в порядке эксперимента могут обратиться к ее чиновникам за мотивированным суждением о соответствии своих инвестиционных проектов требованиям законодательства. Схожий подход реализован в ФНС. Наличие мотивированного мнения службы по налоговым вопросам избавляет бизнес от налоговых претензий, если его действия не вызывали возражений ФНС.
Муки нормотворчества
Проект постановления правительства, утверждающего положение о проведении эксперимента на базе Росприроднадзора, был опубликован Минприроды на regulation.gov.ru 20 апреля. Документ получился крайне общий, не регламентирующий ни темы консультаций службы, ни их результат — что, в какие сроки и в каком виде получит компания. Впрочем, цели эксперимента, одна из которых «консультирование о соответствии новых инвестпроектов требованиям законодательства РФ в сфере природопользования и в области окружающей среды», в проекте положения обозначены, а участники — Росприроднадзор и его территориальные органы и подведомственные организации, а также юрлица и индивидуальные предприниматели — перечислены. Участие добровольное, на основании соглашения между службой и компанией по письменной заявке последней, методические рекомендации для эксперимента предполагается разработать и вынести в отдельный документ. Срок эксперимента заявлен с начала мая 2022 года по конец мая 2023 года, после чего до начала октября 2023 года Минприроды, Росприроднадзор и Минэкономики должны были оценить его результаты и решить, продолжать его или сворачивать.
В сроки уложиться не удалось, но работа над нормативкой продолжается и доработанный документ вскоре появится — этого, в частности, требует поручение президента от 26 апреля по итогам встречи с членами «Деловой России». Проект должен быть дополнен описаниями процедуры подготовки и направления мотивированного мнения о соблюдении законодательства, правильности расчета экологических платежей, механизмов информационного взаимодействия службы и рынка и порядка проведения анализов и обследований. Концепцию нового положения Росприроднадзор представил своему общественному совету и одному из комитетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), предложив последнему вносить идеи по его детализации.
На момент выхода номера часть новых правок уже широко обсуждалась в компаниях. В частности, сроки его старта переносятся на начало июля, в документе должен появиться сам термин «мотивированное мнение», базовый принцип работы которого прописан в законе «Об обязательных требованиях в РФ» — по нему деятельность предприятия в согласии с официальными разъяснениями обязательных требований не может считаться нарушением. Мотивированное мнение будет формироваться на основании заявок предприятий. Служба получит право запросить у заявителя дополнительную информацию или проведение инструментального обследования. Но добровольность участия в эксперименте предполагает возможность отказа. Тогда мотивированное мнение будет содержать указание, что оно подготовлено без запрошенной информации и исследований.
Предполагается, что в эксперименте смогут принимать участие только крупные природопользователи (эксплуатирующие объекты I и II категорий, объекты соглашения о ГЧП и МЧП, участвующие в нацпроекте «Экология», градообразующие организации), а процедура будет бесплатной, кроме случаев, когда необходимо провести лабораторные исследования. Как стало известно «Ъ-Регенерации», к ним Росприроднадзор планирует привлекать лишь подведомственное ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ЦЛАТИ). Исследования других аккредитованных лабораторий учитываться не будут. Напомним, ФГБУ ЦЛАТИ проводит отбор проб и лабораторные исследования в рамках федерального экологического надзора. Оно на безальтернативной основе участвует в обследованиях территорий для нацпроекта «Экология» и проводит лабораторные исследования, консультации и подготовку документации по заказу предприятий на договорной основе.
Ожидания и возможности
По закону «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» госконтролеры должны обеспечивать приоритет профилактики над контролем, а консультации — одна из ее форм. Представители бизнеса рассчитывают, что подтверждение Росприроднадзором соответствия новых инвестпроектов нормам природоохранного законодательства ускорит их реализацию за счет отсутствия ошибок в проектной документации, штрафных санкций, сокращения сроков получения разрешительных документов и ввода объектов в эксплуатацию.
По данным «Ъ-Регенерации», одно из предложений РСПП состоит в том, чтобы до госэкоэкспертизы (ГЭЭ) проводилась предварительная. Результатом такой предэкспертизы по замыслу промышленников и должно быть мотивированное мнение Росприроднадзора. Сейчас аналогичные платные услуги по проведению предварительных экспертиз в строительстве оказывает ФАУ «Главгосэкспертиза России» — устранение недостатков, указанных в ее заключении, позволяет получить акт о соответствии проекта требованиям закона. Статус же предварительной экоэкспертизы ничем не урегулирован, и для экспертов ГЭЭ, независимый статус которых является принципиальным, заключение предварительной экспертизы или ликвидация указанных в ней недостатков не подтверждают отсутствие у проекта проблем. Впрочем, и заключение ГЭЭ не гарантирует получение мотивированного мнения Росприроднадзора об отсутствии у проекта недостатков. В результате надежды на то, что предэкспертиза без решения этой коллизии сократит запуск инвестпроектов, могут оказаться иллюзорными.
Один же из самых сложных вопросов эксперимента —балансировка функций Росприроднадзора-консультанта и Росприроднадзора-контролера. Запрос консультации не должен стать источником информации о нарушениях контролируемых лиц (и последующих проверок и штрафов). Но обеспечить это на практике непросто, беспокоятся промышленники. По данным рынка, Росприроднадзор, в частности, настаивает, что на вред жизни и здоровью граждан и чрезвычайные ситуации служба будет реагировать без учета «экспериментального» характера обмена информацией с компаниями. По данным «Ъ-Регенерации», чтобы пройти тонкие места на практике, Росприроднадзор заключил соглашение с «Норникелем» о пилотном эксперименте в компании для доработки его дизайна. Источники в компании, впрочем, пока не вполне понимают, в чем конкретные цели службы в рамках пилота. «Ъ-Регенерация» будет следить за развитием событий.