Базовый элемент
Отрасль СПГ ждет доработки нормативов
Создание прозрачной и эффективной законодательной базы является одним из ключевых условий развития сектора сжиженного природного газа (СПГ) в России. Правительству и надзорным органам предстоит существенно изменить устаревший подход к проектированию и требованиям безопасности на новых заводах и объектах потребления СПГ, учитывая уже накопленный мировой опыт в этой сфере. Например, при проектировании малотоннажных заводов СПГ и систем хранения и регазификации СПГ в составе котельных ориентироваться на компактное размещение технологического оборудования, а также снять бюрократические барьеры при подключении строящихся мини-заводов по сжижению к Единой системе газоснабжения.
Формирование в России законодательной базы, необходимой для наращивания внутреннего производства и реализации малотоннажного сжиженного природного газа, столкнулось с рядом сложностей. Изменение нормативных актов в сфере производства, транспортировки и хранения СПГ предусмотрено «дорожной картой» по развитию этой отрасли, утвержденной в феврале 2021 года. В частности, документ оговаривает снижение административных барьеров при реализации проектов по строительству объектов малотоннажного СПГ и газозаправочной инфраструктуры, повышение эффективности нормативно-правового регулирования в области пожарной и промышленной безопасности, экологии и проектирования для снижения затрат на строительство и эксплуатацию заводов и крио-АЗС, а также создание условий для внедрения наилучших доступных технологий, повышающих эффективность производства и потребления СПГ для автономной газификации и в качестве моторного топлива.
На данный момент в России в нефтегазовой и нефтехимической сферах до сих пор применяются устаревшие, зачастую принятые еще в СССР технические требования к объектам строительства мощностей топливно-энергетического комплекса. На рынке поясняют, что подобные нормы мешают компаниям строить или покупать компактные заводы, так что проекты приходится адаптировать под российские требования, что влияет на их стоимость. Ряд подобных проблем планируется решить уже к концу года.
Как отмечают участники отрасли, основными трудностями при формировании законодательной базы в сфере малотоннажного СПГ являются традиционно консервативные подходы МЧС РФ в области пожарной безопасности, Ростехнадзора — в области промышленной безопасности, а также желание ведомств идти собственным уникальным путем, а не заимствовать уже имеющиеся лучшие зарубежные практики, на использовании которых настаивают крупнейшие участники отрасли.
По их мнению, наиболее продвинутым опытом обладают страны, которые развивали применение СПГ в качестве моторного топлива, а также как топливо для автономной газификации последние 10–15 лет. Так, отмечают в «НОВАТЭКе», передовые нормы и правила в области малотоннажного СПГ применяются в Китае и странах Европы, в странах с длительным опытом применения данной техники. «НОВАТЭК» предлагает заимствовать лучшие мировые практики в области производства криогенного оборудования и промышленной безопасности. Часть предложений компании была учтена при разработке «дорожной карты».
Сейчас она предполагает, что заинтересованные ведомства разработают нормативные акты, предусматривающие, например, увеличение максимально допустимого объема хранения сжиженного природного газа, а также сокращение минимальных расстояний между технологическими блоками на объектах производства, хранения и реализации СПГ. Помимо этого предполагается гармонизация требований к противопожарным расстояниям в России с соответствующими иностранными нормами, а также подготовка нормативов по пожарной безопасности на основе международного стандарта ISO 16924, регулирующего работу автозаправочных станций СПГ (крио-АЗС). Аналогичные изменения должны быть внесены в отношении пожарной безопасности объектов малотоннажного производства СПГ, станций регазификации СПГ.
Но проблемы еще остаются. Например, указывают на рынке, в силу того, что направление малотоннажного СПГ не развивалось в России, отсутствует статистика аварийных ситуаций на объектах с обращением СПГ. В связи с этим для методик расчета допустимого пожарного риска используются принципы и подходы, заимствованные из индустрии сжиженных углеводородных газов (СУГ — пропан-бутан). Но в силу физических свойств поведение СУГ при пожаре или разливе существенно отличается от поведения СПГ.