Квартирный заброс
Фонд капремонта не восстановил 73% многоквартирных домов за прошлый год
Счетная палата Самарской области установила, что региональный фонд капремонта «систематически не исполняет краткосрочные планы региональной программы». Так, за 2020 год не выполнены работы в 62% многоквартирных домов, за 2021 год этот показатель составил 73%. Также было выявлено, что ФКР нецелевым образом потратил субсидии на уставную деятельность. Кроме того, работы на нескольких многоквартирных домах были проведены некачественно, а сотрудникам начислены необоснованные выплаты. Отчеты по итогам проверки направлены властям, в губернскую думу и в прокуратуру региона.
Фонд капремонта Самарской области (ФКР) систематически не исполняет показатели краткосрочных планов региональной программы по восстановлению многоквартирных домов (МКД). Об этом сообщает региональная счетная палата по результатам проверки деятельности ФКР и использования средств областного бюджета по программе «Господдержка собственников жилья» в 2020–2021 годах и истекшем периоде 2022 года.
В частности, аудиторы выявили, что за 2020 год фонд капремонта не выполнил работы по 62% многоквартирных домов Самарской области, в 2021 году работы не проводились по 73% МКД. По данным счетной палаты региона, за периоды 2014–2016 годов и 2020–2021 годов ФКР превысил траты на финансирование региональной программы капремонта. «Фонд принимает обязательства, фактически не обеспеченные объемом средств, требуемых для их исполнения»,— говорится в отчете. Кроме того, организация допустила нецелевое расходование субсидии на уставную деятельность.
Аудиторы также обнаружили, что ремонт трех многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия, велся без разрешения. А работы на нескольких МКД, по данным контрольного органа, были проведены некачественно, сотрудникам начислены необоснованные выплаты.
При этом, согласно отчету счетной палаты региона, фонд капремонта находится в удовлетворительном финансовом состоянии.
«Общий объем дебиторской задолженности собственников помещений в многоквартирных домах по уплате взносов за капремонт по состоянию на 31.12.2021 составил 1,698 млрд руб. В анализируемом периоде опережающими темпами (114,9%) растет задолженность юрлиц за счет роста задолженности собственников помещений, находящихся в федеральной собственности. ФКР не обладает полной информацией о всех собственниках помещений в МКД Самарской области, что влияет на качество проводимой претензионно-исковой работы»,— сообщают аудиторы.
Счетная палата Самарской области внесла представление фонду и направила отчет о проверке губернатору Самарской области, в прокуратуру региона, губернскую думу, региональное министерство энергетики и ЖКХ, а также в управление государственной охраны объектов культурного наследия области.
По данным отчета фонда капремонта за прошлый год, до 1 сентября 2021 года ФКР провел работы по подготовке и направлению предложений о проведении капремонта для 2256 домов. За отчетный период согласованы предложения в 1864 МКД (2421 вид работ), заключены договоры в отношении 693 домов на сумму 2,9 млрд руб. По 507 МКД торги были признаны несостоявшимися, в отношении 664 домов проводится конкурс. За 2021 год собственники начислили в фонд 3,5 млрд руб., или 96,22% от плана. «По Самарской области наблюдается следующая динамика оплаты взносов на капремонт МКД: в 2014 году сбор составил 35,9%, в 2015 году — 56,96%, в 2016 году — 88,76%, в 2017 году — 111,90%, в 2018 году — 108,22%, в 2019 году — 111,26%, в 2020 году — 101,53%, в 2021 году — 96,22%»,— говорится в годовом отчете фонда.
Член комитета губернской думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды, бывший заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Самарской области Максим Федоров отмечает, что для того, чтобы выполнять план, должны быть отточены все организационные процессы: «Здесь, возможно, есть экономический элемент, который связан с тем, что до недавнего времени, насколько я понимаю, у фонда обязательств было больше, чем денег. Получается, для того, чтобы нивелировать проблемы и погасить долги, они, возможно, не принимают работы. Соответственно, работы не фиксируются. Но это мое предположение. Правильно выстроенные процессы позволят не только выполнять план, но и получать экономию, за счет которой можно перевыполнять план. Как я понимаю, у фонда нет техполитики и они не используют какие-то новые разработки. Это тоже могло удешевлять процесс».
По мнению руководителя регионального центра «ЖКХ-Контроль» Виктора Часовских, нужно ремонтировать такое количество домов, на которое хватает денег: «Они собирают в год 3 млрд руб., плюс деньги, которые должны оставаться переходящими для финансовой устойчивости фонда, а на остальные ремонтировать дома. То есть не 1000 домов ремонтировать в год, а 700. Тогда освоение будет 100%. Я предлагал пересмотреть региональную программу и краткосрочные планы — надо жить по деньгам. В прошлом году была проблема из-за пандемии — низкие предельные стоимости работ, подрядчики не выходили на торги. Сейчас пересмотрели предельную стоимость работ, изменились сроки расплаты фонда с подрядчиками. И они стали заходить на торги. Ситуация меняется».