Прима-машина
Что можно сделать из Largus, Granta и Niva Legend
Пожалуй, это был мой самый необычный тест-драйв. На огороженной парковке нижегородского футбольного стадиона я ждала своей очереди сесть за руль хлебного фургона. Это была одна из двух новых моделей автомобилей «Прима» от предприятия из Нижнего Новгорода «Промышленные технологии». Польза от предстоящей поездки была двойная. Помимо написания этого репортажа, я собиралась выяснить, насколько сложно мне будет стать развозчиком булок и сдобы. Время нынче непростое, всегда нужно иметь не то что запасной вариант, а много запасных вариантов.
Приглашение ознакомиться «с расширенными производственными площадями» мы приняли мгновенно. В нем говорилось, что планируется еще и пресс-конференция, на которой будут обсуждаться планы по развитию автомобилей «Прима» в текущей ситуации, а также всего предприятия. Точнее, сразу двух предприятий. То, что в России работают производители автомобилей, у которых сегодня есть не то что планы, но и планы именно на развитие, интриговало.
«Промышленные технологии», или «Промтех», производят спецавтомобили с 1996 года, в качестве базы для которых теперь уже можно сказать, что использовались модели Ford, Citroen и Peugeot, ну и продолжают использоваться Lada и ГАЗ. Делают в первую очередь разного размера фургоны – пассажирские, грузовые, промтоварные, изотермические, рефрижераторные. А также санитарные и машины скорой помощи, авто для полиции, ритуальный транспорт, автомобили для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями и школьные автобусы. Производством медицинского, социального и специального транспорта с недавних пор занимается уже не совсем «Промтех», а его совместное предприятие с холдингом «Швабе» Госкорпорации «Ростех».
Все свое
Николай Сандугей, генеральный директор СП «Швабе-СпецАвто», выглядит максимально позитивным человеком. Он постоянно улыбается, многие вопросы обращает в шутку, и в целом его кредо таково: «Все решает экономика и качество продукта». Перед тем как группа журналистов собирается на осмотр производства, он рассказывает скорее в формате легкой беседы, чем пресс-конференции, что оба предприятия перешли на новые технологии и начали применять в каркасных основах исключительно алюминий. Прежде чем принять решение, было сделано два школьных автобуса на базе модели «Соболь» – из алюминия и черного металла, и при прочих равных разница в весе составила 600 кг. И понятно, что такие «излишки» негативно влияют и на управляемость, и на тормозные характеристики, и на расход топлива.
Вопрос, есть ли планы совместных проектов с кем-то из зарубежных производителей, вызывает у Сандугея обоснованный приступ смеха, хотя все понимают, что зарубежье – это не только западные страны, но и восточные. Планов, как выясняется, нет, но есть сюрприз, который нам обещают по окончании производственной экскурсии. Куда охотнее Николай Сандугей говорит про локализацию. По сути, в «Промтехе» для производства закупают только автомобили-доноры, а также стекла и светодиоды. Все остальное – не просто отечественного, а собственного производства.
САПР и ЧПУ
Нас сопровождает Николай Архипов, генеральный директор «Промышленных технологий». Цеха устроены таким образом, что на втором этаже располагается производство компонентов, которые на грузовых лифтах спускают на первый этаж, где уже идет их установка на автомобили. У исходных машин срезается сзади верхняя часть, а конструкция усиливается лонжеронами, а также специальными распорками, которые потом закрываются обтекателем.
Предварительно в конструкторском бюро «Промтеха» просчитывают каждый проект с помощью САПР-программы Catia, на которой работают, например, и на АвтоВАЗе, и в Groupe PSA. Это позволяет эффективно использовать внутреннее пространство автомобиля, рассчитать динамические нагрузки, а также параметры по безопасности. Краш-тесты не проводят – их проводит сама жизнь. Есть клиенты, которые попадали в аварии с лобовыми столкновениями и при этом не пострадали, о чем нам не преминули сообщить в «Промтехе».
Помещение за помещением, и мы видим, как здесь делают сиденья, детали интерьера и экстерьера, медицинскую мебель. «Обращали внимание, что „скорая помощь" часто завалена на левый борт?» – спрашивает Архипов. И объясняет, что это потому, что мебель в таком автомобиле – деревянная, поэтому – тяжелая, да еще и разбухшая от влаги. «Промтех» вместо дерева использует металлопластик.
Отдельная гордость компании – оборудование. Вакуумно-формовочные и станки лазерной резки, пятикоординатный обрабатывающий центр с ЧПУ… «Станок, кстати, итальянский», – по ходу дела отмечает сопровождающий. Есть еще немецкие и американские станки. И это всего лишь подтверждает тезис о том, что собственное производство не означает производственную самоизоляцию.
По-новому
Заканчивается наша экскурсия в огромном цеху, где выставлена вся модельная линейка. Слева – вереница коммерческих фургонов от «Промтеха»: «Прима» всех возможных размеров и типов на базе Largus. Справа – модельный ряд «Швабе-СпецАвто». Среди прочего – кинологический автомобиль с задним отсеком со съемными переносками для двух полицейских овчарок. Но куда интереснее – Largus, переделанный под автомобиль полиции для перевозки нарядов и задержанных ими граждан. Последних предполагается максимум двое, и для них предусмотрен изолированный отсек. Нам рассказывают, что, когда машина проходила аттестацию, кто-то из сотрудников полиции сказал: «Мы и четырех сюда упихаем».
Ну, а обещанный сюрприз нас ждал на улице. Опытный образец индийского грузовика Ashok Leyland Boss, для которого в «Промтехе» из однорядной кабины сделали более вместительную, нарастив объем сзади и сверху. Это дало возможность оснастить ее двумя спальными местами. И теперь этот грузовик можно использовать для магистральных перевозок. При этом дизайн новой кабины выглядит органично, как единое целое.
Еще до того, как стало известно, что доля Renault в АвтоВАЗе перейдет в госсобственность и потому перспективы производства Largus не очень ясны, в «Промтехе» решили расширить модельный ряд Prima фургонами на базе Lada Granta и Niva Legend. Концепция не изменилась – перевозка нетяжелых и габаритных грузов, но теперь по еще более низкой стоимости. Грузоподъемность Granta в европромтоварной версии с толщиной стен фургона 25 мм – 900 кг, у Niva Legend – 750 кг. У такой же модификации Largus – 900 кг.
Оптимисты
Будет запрос – сделают на базе Granta или Niva и хлебовозку. Но я завожу мотор хлебного фургона Lada Largus Prima. В грузовой отсек помещается восемь десятков лотков с багетами или «Бородинским». Но сейчас они пустые. Каркас, как я уже знаю, алюминиевый, материалы кузова – композитные. И я вообще не чувствую, что управляю грузовичком. Немаловажно, что в списке переделок любой «Примы» – регулируемая пневмоподвеска. А еще здесь есть ABS и подушка безопасности. У обнародованной антикризисной «Гранты» этого нет, что не вселяет оптимизма. Зато оптимизм вселяют слова Николая Сандугея про то, как надо вести бизнес. «Надо со всеми всегда дружить, находить точки соприкосновения и уметь договариваться, тогда всегда будет все нормально». Так победим.