Революционная разработка электросамокатов от российских инженеров
Россияне уже успели оценить новый вид индивидуального городского транспорта — электросамокат. И, если еще пару лет назад горожане предпочитали брать прокатные самокаты, то теперь чаще приобретают их для индивидуального пользования.
По исследованиям Mobile Research Group, в 2020 году в России было продано 145 000 электросамокатов. Основными покупателями были пункты проката. В 2021 году продажи выросли в 3 раза, причем из 355 000 штук 70% были приобретены для личного пользования.
Ситуация на российском рынке электросамокатов
До недавнего времени на рынке лидировали китайские модели двух марок: Xiaomi и Kugoo. Компанию им составляло множество брендов, которые позиционируют себя как американские, европейские и даже российские. Однако это именно бренды, а не разработчики и не производители. Брендирование продукции сводится к простой схеме: у китайцев берут «заготовку», наклеивают логотип и продают в РФ. Такие модели не отличаются качеством: при сборке используются дешевые комплектующие, процент брака — от 15%. Цена невысока, но в лучшем случае такой самокат работает один сезон, в худшем — выходит из строя через месяц эксплуатации.Большинство российских электросамокатных «брендов» предлагают именно такую продукцию, к разработке владельцы брендов усилий не прикладывают.
Сейчас в России есть только один разработчик электросамокатов с собственным инжинирингом — Halten. Компания уже успела добиться успехов на рынке: в 2021 году объем ее поставок достиг 50 000 электросамокатов. Halten потеснил ведущие китайские (и прочие) бренды — те же Xiaomi и Kugoo. Компания прогнозирует, что по итогам 2022 года станет лидером по продажам электросамокатов в РФ.
Компанию Halten в 2018 году основал Владимир Боровой — инженер, предприниматель и инноватор. Бизнес-моделью изначально был так называемый реинжиниринг — глубокая доработка типовых китайских моделей электросамокатов. В результате получался продукт, глубоко оптимизированный под специфические российские реалии. С 2019 года Halten переходит к самостоятельному проектированию. Первый результат — полностью российские самокаты Halten Strizh и Halten Ermak, максимально приспособленные для наших условий, надежные, бесперебойно работающие два и более сезона. И при этом по доступной цене.
От реинжиниринга — к собственным разработкам
Изначально в Halten делали упор на совместную разработку с китайскими компаниями, а также реинжиниринг существующих моделей: российские специалисты дорабатывали схемотехнику и функционал, проводили отбор комплектующих, составляли техническое задание для китайских производителей и контролировали соблюдение требований к производству. В Halten разработали собственную систему контроля качества, и она позволила добиться кардинального снижения уровня брака: с обычных для базовых китайских моделей 15-25% до 4%. На сегодня Halten — марка с самым низким процентом брака среди всех представленных в России брендов электросамокатов нижнего и среднего ценовых сегментов.
Собственный инжиниринг привел команду Halten к внедрению в типовую китайскую конструкцию ряда ноу-хау. Так, российских специалистов категорически не устраивало качество гидрозащиты мотор-колес типичных китайских электросамокатов. Из-за попадания в механизм влаги, пыли и песка мотор-колесо подвергалось коррозии, самокат выходил из строя в течение первого сезона. Инженеры Halten усилили гидрозащиту мотор-колеса, укомплектовав узел герметичными подшипниками. И тем самым продлили срок службы узла до двух и более сезонов.
Во всех моделях актуальной линейки Halten применяется батарея с функцией балансировки напряжения ячеек, благодаря чему срок службы аккумулятора существенно возрастает. В то же время батареи типичных дешевых китайских аналогов теряют до 50-70% своей емкости в первый сезон использования, что снижает пробег самоката.
У большинства батарей моделей китайских марок отсутствует также контроль температуры ячеек. Поэтому при сильных нагрузках и в процессе зарядки нередко возникает перегрев, что может стать причиной возгорания и даже взрыва батареи. Аккумуляторы самокатов Halten снабжены системой контроля температуры, которая отключает питание от батареи в случае перегрева, продлевая срок ее эксплуатации и не допуская возгорания.
Новая линейка самокатов Halten — результат собственной инженерной разработки
В 2019 году в Halten был организован R&D-отдел. Владимир Боровой с командой инженеров решили создать собственные модели, превосходящие по параметрам (дальность пробега, вес, проходимость, время зарядки батареи, надежность — срок безотказной работы) продукцию самых популярных китайских марок. Halten изначально был нацелен представить принципиально иной, с инженерной точки зрения, продукт, но в том же ценовом сегменте, где представлены китайские бренды.
Основой для российского электросамоката послужила новая платформа, объединяющая мотор-колесо с увеличенным крутящим моментом, аккумулятор с 6-ступенчатой системой защиты и оригинальный, разработанный в Halten, контроллер. Другими словами, в Halten разработали полностью силовую часть, которая составляет порядка 80% стоимости электросамоката.
Новое решение позволило увеличить емкость батареи, и как следствие — вдвое увеличить пробег: хальтеновские самокаты проходят на одном заряде около 120 километров, в то время как типичные китайские модели — только 60 км. Российские инженеры увеличили и «тяговитость» мотор-колеса, чтобы самокат без проблем смог преодолевать горки. Безопасная батарея с системой подогрева ячеек позволила предотвратить потерю заряда при низких температурах. В отличие от китайских самокатов, рассчитанных исключительно на летнюю эксплуатацию, российский «самокат будущего» можно использовать при температуре до -10 градусов без потери емкости батареи. Тем самым расширяется самокатный сезон: с лета до 8-9 месяцев в году (с марта по ноябрь).
На базе новой платформы были разработаны две принципиально новые модели: «тротуарник» Halten Strizh и «внедорожник» Halten Ermak. Испытания «внедорожника» завершены: в августе 2022 года планируется выпуск первой партии. К концу 2022 года намечено завершение проектных работ по созданию опытного образца Halten Strizh. Первую партию Strizh планируется выпустить в 2023 году.
Доступные цены и сервисное обслуживание — база, вызывающая доверие покупателя
После событий февраля 2022 года цены китайских моделей выросли и практически сравнялись со стоимостью продукции Halten. Сегодня разница в ценах на типовые китайские модели и продукцию Halten минимальна — в пределах 10-15% розничной цены. И если раньше надо было буквально уговаривать потенциального клиента переплатить за качество, то теперь модели Halten стали еще более привлекательными.
Особое внимание компания уделяет сервисному обслуживанию. С китайскими моделями нередко возникают проблемы с запчастями из-за сложности с логистикой, в итоге даже несложный ремонт самоката может затягиваться до 30-40 дней.
Halten развернул сеть сервисных центров по всей стране, в которых незначительную неисправность могутустранить в присутствии клиента, а серьезную проблему — в среднем в течение 10 дней. Если на складе не окажется необходимой запчасти, ее снимут с нового самоката и поставят на самокат клиента, а новую модель доукомплектуют позже.
Ближайшие перспективы
Halten в течение 2-3 лет планирует перенести сборку электросамокатов в Россию. Часть узлов будут изготавливать внутри страны, но некоторые детали, которые не производятся в России, все же закупят в Азии. Разработка самокатов по-прежнему будет осуществляться в РФ. Такому решению способствуют меры государственной поддержки для российских IT-компаний.
Владимир Боровой уверен, что повторить технологии Halten конкурентам не удастся в ближайшие 3-5 лет, т. к. новая платформа — это высокотехнологичное решение с закрытыми кодами и протоколами. А значит, есть хорошая «фора», чтобы застолбить за собой первое место на российском рынке самокатов — как в количественном выражении, так и в технологическом.