«Газпром нефть» разведала запасы прочности

Глава компании Александр Дюков рассказал о последствиях эмбарго ЕС

«Газпром нефть» считает, что европейским НПЗ потребуются годы на замещение российского сырья. Кроме того, заводам, которые получают нефть по трубопроводу «Дружба», придется строить дополнительную инфраструктуру, искать более дорогих поставщиков, что в ряде случаев ставит такие заводы на грань выживания, заявил глава компании Александр Дюков. ЕС в мае объявил о введении эмбарго, которое вступит в силу в декабре, сама же «Газпром нефть» попала под блокирующие санкции ЕС. Как отметил Александр Дюков, это заставляет компанию переориентировать потоки на восток, что тоже потребует дополнительных вложений.

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков рассказал на Петербургском международном экономическом форуме о последствиях введения ЕС эмбарго на нефть и нефтепродукты. По его словам, сотрудничество российских компаний с европейскими НПЗ носило стратегический характер, в отличие от поставок в США и Великобританию, которые также ввели эмбарго на нефть и нефтепродукты из России. Большинство европейских НПЗ были ориентированы на российскую нефть, отметил господи Дюков: в результате, сказал он, если «наша нефть уйдет, ее придется замещать сырьем из более отдаленных локаций», например из Канады или из Бразилии, что приведет к росту логистических расходов. На перенастройку же НПЗ на другие сорта нефти может уйти время, что «существенно ухудшит экономику» заводов и даже может поставить вопросы об их закрытии, считает глава «Газпром нефти».

Речь прежде всего идет об НПЗ, расположенных в глубине европейского континента и не имеющих доступа к портам. «Семь-восемь лет ушло у польских заводов, чтобы перенастроить их на североморскую и саудовскую нефть»,— привел пример Александр Дюков.

Комментируя вопрос эмбарго, господин Дюков подчеркнул, что «пока еще правила игры окончательно не определены». Но, по его словам, эмбарго ставит задачу переориентировать поток российского сырья в Азию, для чего может потребоваться дополнительная инфраструктура. Так, сейчас 65 млн тонн нефти поставляется по системе Восточная Сибирь—Тихий океан на азиатский рынок. В начале года около трех четвертей российских поставок шло в Европу, в настоящее время более 50% нефти поставляется на азиатский рынок.

«У нашей отрасли большой запас прочности»,— уверен глава «Газпром нефти».

По мнению вице-премьера Александра Новака, Россия, испытывавшая на фоне санкций за спецоперацию на Украине проблемы с экспортом нефти, преодолела пик трудностей. Так, в марте многие трейдеры стали отказываться от российской нефти, в результате отрасль столкнулась со снижением добычи. Господин Новак уверен, что в июле РФ сможет добывать 10,2 млн баррелей в сутки, что сопоставимо с уровнем начала года. «Свято место пусто не бывает. Появились новые трейдеры — уже не европейские, а российские и азиатские. Наши компании, на мой взгляд, адаптировались, и мы вышли из этой ситуации в течение четырех месяцев, восстановив добычу»,— заявил чиновник в эфире «России-24».

Дмитрий Козлов

Фотогалерея

ПМЭФ–2022

Смотреть

Вся лента