Глядя на то, во что играют современные дети – если, конечно, это не про игры на экране смартфона, – люди старшего поколения иногда вздыхают: «Да я бы просто умер от счастья, если бы у меня в детстве было что-то подобное». Между тем забытые в дачной песочнице полвека назад автомобили, экскаваторы и прочая жестяная техника, которые покрылись ржавчиной и были со временем отправлены на помойку, сегодня могли бы стоить приличных денег, если бы их судьба сложилась более счастливо. О чем, собственно, и напоминает интернет-аукцион винтажных детских игрушек, который ко Дню пионерии устраивал Аукционный дом «Литфонд». Часть лотов – настоящие музейные редкости, цена которых составляет десятки тысяч рублей. Посмотрите внимательно. Может быть, сами того не подозревая, вы являетесь обладателем настоящего сокровища. Надо только отыскать его на антресолях.
Механический заводной автобус № 5 практически точная копия транспорта, курсировавшего в тридцатые годы прошлого века по маршруту Сокольники – ЦПКиО им. Горького. Был выпущен трестом «Универпром» на заводе механической игрушки № 8, позднее переименованном в Московский завод механической игрушки. Колеса резиновые. Крыша снимается. При стартовой цене в 50 тыс. автобус был куплен за 220 тыс. рублей. Почти четверть миллиона за жестяную игрушку!
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Большой редкостью является механическая игрушка «Автомобиль М-111» с надписью на багажнике: «ИКМП» (Исполнительный комитет местной промышленности). Модель выпущена на заводе с примечательной историей. До 1918 года основанное в 1896 году предприятие называлось «Невский гвоздильный завод Петра Аристова». После революции завод получил название «Государственный металлоштамповочный завод и хромолитографии по жести "Невгвоздь"». Затем он еще несколько раз менял название, пока не получил имя «Северный пресс». Игрушка ушла с молотка за 110 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Грузовой автомобиль-каталка ЗИС. Изготовлен в 1956 году на МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), который впоследствии стал АЗЛК и выпускал не игрушечные, а вполне взрослые «Москвичи». Габариты грузовика внушительные – 55 сантиметров от бампера до бампера. Итоговая цена – 32 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Журнал «Советская игрушка» в 1936 году писал: «Советские дети скоро получат очень интересную игрушку – заводной автомобиль по типу непадающего автомобиля Шуко...» Сделали ее на Таганрогском заводе игрушек «Искра». Машинка предстала на торгах в упаковке, с ключом, что исключительная редкость. Итоговая цена – 42 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Механический дистанционно управляемый автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ. Произведен предприятием Ленсовнархоза в 1960-е годы. Металл, пластик, резина. При стартовой цене в 15 тыс. лот ушел покупателю за 22 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Тот же ЗИМ, только кабриолет. По некоторым данным, кабриолет ГАЗ-12А так и не стал серийным – при отсутствии рамы конструкция оказалась весьма ненадежной, и тираж ограничился небольшим количеством экспериментальных экземпляров. Лот, выставленный за 8 тыс., к слову, тоже не нашел покупателя
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Гоночный болид с водителем. СССР, 1970-е годы. Металл, резина. В Советском Союзе в кольцевых состязаниях выступали похожие по конструкции аппараты – КВН-300Г, «Москвич-Г4», «Эстония»… Но данный образец явно срисован с зарубежной техники, выступавшей в Формуле 1. Лот был куплен за стартовую цену 3,5 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Этот «Лунник», то есть луноход, был выпущен в 1960-е на Киевском экспериментально-механическом заводе им. М.Ф. Ватутина. В лучшие годы на заводе трудилось более 600 человек, выпускалось 50 видов игрушек, причем не только заводных, но и электромеханических. Игрушки не раз отмечали на всесоюзных выставках, экспортировали в страны соцлагеря и капиталистические государства. Лунник был куплен за 44 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Механический заводной «Мотоциклист» выпущен в 1970-е годы на Ленинградском заводе металлоизделий (ЛЗМИ). В зданиях, где в советское время квартировало это предприятие – дома 5 и 7 по 16-й линии Васильевского острова, – до революции находилась типография Товарищества М.О. Вольф. Мотоциклист уехал к новому владельцу, не пожалевшему за него 19 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Заводной механический мотороллер с ключом. Астрецовская фабрика металлических игрушек, 1970-е годы. Любопытно, что народный промысел по изготовлению игрушек возник в деревне Астрецово (ныне Дмитровский район Московской области) еще в середине XIX века. Мотороллер был куплен за стартовую цену в 10 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Съемочный инерционный автомобиль «Союзмультфильма». Верхняя Пышма, 1970-е годы. На капоте и багажнике Волк и Заяц из «Ну, погоди!» – одного из самых любимых советских мультсериалов. Кабриолет купили по стартовой цене, составлявшей 3,5 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Автомобиль «Восток» был выпущен в СССР в семидесятые годы. Несмотря на сравнительно небольшой возраст, игрушка считается редкостью, особенно в таком хорошем состоянии, с нерасколотым передним бампером. Именно потому итоговая цена на машинку оказалась внушительной – 42 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
«Электромеханический спортивный автомобиль со съемной крышей» был выпущен на ленинградском заводе им. А.А. Кулакова в 1980-е годы. Итоговая цена – 7,5 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Эта металлическая инерционная игрушка называется просто – «Легковой автомобиль». Может быть, потому, что, несмотря на перестройку, игрушка была выпущена в СССР, в 1988 году, указывать, что прототипом для нее послужило явно американское купе из начала шестидесятых, было бы непедагогично. На днище надпись: «Цена 4 р. 10 к.». Сегодня автомобиль предлагали купить за 8 тыс. рублей, но покупателя не нашлось
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
«Волга-каталка детская» выпускалась в массовом количестве на московском заводе детской игрушки «Огонек» в 1970-е годы. Увы, из-за уличной эксплуатации недолговечной пластмассы – длина машины в 63 см не всегда позволяла содержать этот транспорт в квартире – сохранилось до нашего времени очень мало таких машин. Поэтому итоговая цена проданного на аукционе экземпляра составила 18 тыс. рублей
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Автомобиль-нефтецистерна компании Shell вроде бы не имеет отношения к нашей стране, потому что был выпущен в сороковые годы прошлого века немецкой фирмой Spielzeug Gnom Toy. Но это как посмотреть. Недавно российская дочка Shell была куплена компанией «ЛУКОЙЛ». А вот игрушечную цистерну не купили даже за стартовые 7 тыс. рублей.
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Александр Папешин