Вежливость — это выгодно
Валерий Чусов, протомиллениал, эколог-дилетант, Москва
На пешеходных переходах я уступаю всегда. Когда за рулем, то потому, что этого требуют ПДД, а когда пешеход, то из экологических соображений – торможение и новый разгон означают лишние выбросы. Мелочь, конечно, но мне это ничего не стоит, а думать о своем вкладе приятно.
Хотя в роли пешехода я иногда невольно вынуждаю водителя резко тормозить передо мной – он не дает мне шанса пропустить его машину, потому что поворачивает на пешеходный переход, не включив указатель поворота. А когда в школе был урок телепатии, я, видимо, прогуливал.
Почему движение подрулевого рычага считается сложным действием, требующим особого волевого усилия, для меня загадка. Благодаря инструктору в автошколе я отработал включение поворотников до автоматизма и задействую их, даже когда разворачиваюсь в пустом дворе около дома. Но для многих из нас пешеход – не один из участников дорожного движения, а некая передвигающаяся помеха, слишком глупая для того, чтобы ездить на автомобиле, как все нормальные люди. Поэтому уступить ему дорогу можно, раз уж правила требуют, а вот включать ради него указатель поворота – слишком много чести.
Впрочем, и пешеходам не стоит недооценивать их влияния на безопасность. Когда-то давно я наблюдал ДТП, которое произошло от излишней вежливости. Юная девушка решила перебежать по переходу, когда красный свет ей уже зажегся. Водитель Volvo сразу перед переходом галантно притормозил, увидев это, – хотя не должен был, и вообще девушке надо было пересечь еще несколько рядов. А вот водитель «Жигулей» за этим Volvo девушку не видел и затормозить не успел. Итог – багажник шведской машины и капот российской разбиты, виновным, конечно, признали того, кто не держал дистанцию, а девушка, которая нарушила ПДД, уже убежала.
Задача правил дорожного движения – расставлять приоритеты. Чтобы движение в целом было упорядоченным и с минимальными рисками для всех. Синхронное включение красного сигнала на одном направлении и зеленого на другом, или просто знак «Главная дорога», или правило правой руки позволяет разобраться в том, как всем проехать перекресток без столкновений и максимально быстро. И наоборот, проезд по обочине, запрещенный правилами, в конечном итоге снижает пропускную способность дороги, что неоднократно доказано расчетами.
Понятно, что мотивация нарушителей ПДД бывает разная. Кто-то делает это по необходимости, как он ее понимает, – опаздывает, например, и превышает скорость, чтобы успеть. При этом ущерб другим водителям минимален и заключается только в повышении риска ДТП. Кто-то уверен, что ему положено больше прав, чем другим, поэтому можно ездить по обочине, поворачивать на красный и «учить» других водителей.
Борьба за существование и естественный отбор – эффективные инструменты эволюции в животном мире. Но человечество свои внутренние взаимоотношения хотя бы на бытовом уровне уже давно старается регулировать так, чтобы минимизировать конфликты.
«Высокоморальное поведение всегда практично», – говорит один из героев романа Александра Мирера «Дом скитальцев». И соблюдение ПДД – один из примеров такого поведения. И это окупается – пусть хотя бы тем, что в ответ на включенный вами поворотник вам уступит дорогу пешеход или другой водитель.