Те, кто застал СССР, конечно же, помнят, что для праздничных шествий, особенно приуроченных к Первомаю, нужно было не только нарядно одеться и запастись хорошим настроением. Предприятия, учебные заведения, районы города – все, кто имел в своем распоряжении автомобиль, мотороллер или просто фантазию плюс умелые руки, – готовили к празднику красочные инсталляции, которые монтировались на транспортных средствах. А потому на демонстрациях можно было увидеть и почувствовать не только стремление нашего народа к «солидарности трудящихся» и «миру во всем мире», но и уровень креативного подхода к способам демонстрации упомянутого. По сравнению с которым украшенные к карнавалу автомобили в Рио-де-Жанейро больше похожи на робкое творчество пенсионеров из кружка при Красном уголке ЖЭКа.
Фото: Из архива «Автопилота»
«Лампочка Ильича», изба, балалайка, серп с молотом и прочие атрибуты агитационных транспортных средств общественного движения «Смычка города и деревни». 1920-е годы
Фото: Из архива «Автопилота»
Американский ученый Уильям Осгуд Филд сделал это фото 1 мая 1931 года в Москве. Грузовик итальянской марки SPA на переднем плане везет в кузове пролетария, бьющего кувалдой по голове непонятное существо, похожее на утку в цилиндре. Любопытно, что персонаж комиксов, а после и диснеевских мультфильмов, Скрудж Макдак появится сильно позже – в 1947 году
Фото: Из архива «Автопилота»
1950-е годы. Первомайская демонстрация в Венгрии. Угрожающая фигура В.И. Ленина в кузове довоенного грузовика, марку которого нам определить не удалось, недвусмысленно намекает на то, что коммунизм должен со временем победить на всей планете
Фото: Из архива «Автопилота»
1952 год. ГАЗ-51 на демонстрации в городе Выксе Горьковской области, одном из крупнейших центров металлургии в СССР
Фото: Из архива «Автопилота»
Праздничное шествие на улице Минина в Горьком 7 ноября 1958 года. Транспарант машиностроительного факультета Политехнического института им. А.А. Жданова доверено везти автомобилю местного производства – ГАЗ-21 «Волга», причем это еще экспериментальный, а не серийный образец
Фото: Из архива «Автопилота»
Фото: Из архива «Автопилота»
Агитационный автомобиль на фоне памятника И.В. Сталину на площади 1905 года в Свердловске. Какое отношение к «борьбе за прочный мир» имеет экскаватор? Вероятно, то, что до экскаваторов на Уралмашзаводе производили танки Т-34. Под декорациями узнается грузовик ЗИС-5
Фото: Из архива «Автопилота»
Место и даты съемки неизвестны. Атомный ледокол «Ленин», макет которого водружен на мотоцикл с коляской, был спущен на воду в декабре 1957 года
Фото: Из архива «Автопилота»
1958 год. Мурманск. Ансамбль народного творчества в кузове грузовика ЗИС-150. Позади водительской кабины – портрет К.Е. Ворошилова
Фото: Из архива «Автопилота»
1 мая 1960 года. Город Шталинштадт в ГДР, у которого спустя год отнимут имя генералиссимуса и переименуют в Айзенхюттенштадт. Скелет в кузове грузовика ЗИС-150 символизирует жертву ядерной войны, которую развязали, конечно же, «наши западные партнеры». Что подтверждает транспарант на борту, призывающий к борьбе против «западногерманского милитаризма»
Фото: Из архива «Автопилота»
Первомай 1961 года на Красной площади в Курске. Портрет Ю.А. Гагарина закреплен на довольно редком образце техники – чехословацкой аэродромной лебедке для запуска планеров
Фото: Из архива «Автопилота»
Фото: Из архива «Автопилота»
1 мая 1963 года в Саратове. Любопытна реакция участников шествия на то, как один из них вошел в одухотворенный образ «строителя коммунизма», забравшись в кузов грузового мотороллера «Тула»
Фото: Из архива «Автопилота»
Для демонстрации 7 ноября 1965 года омские железнодорожники выбрали транспортное средство, как сказали бы сегодня, «с нулевым углеродным следом» – велосипед. На него водружен макет не менее дружелюбного к окружающей среде локомотива – электровоза ВЛ-23
Фото: Из архива «Автопилота»
Демонстрация в защиту Вьетнама, воюющего с США, – довольно распространенный сюжет в 1960-е. Но на фотографии будто сюжет из басни «Слон и Моська». Полная снаряженная масса карьерного самосвала БелАЗ-540 составляла 48 тонн. Тот же показатель «горбатого» ЗАЗ-965 в 74 раза меньше
Фото: Из архива «Автопилота»
7 ноября 1967 года – полувековой юбилей Октября. Революционных солдат и матросов изображают актеры Украинского музыкально-драматического театра города Херсона. Автомобиль – трехосный полноприводный ЗИЛ-151. Слово «декрет» написано с ошибкой: вторая буква должна быть обычная Е
Фото: Из архива «Автопилота»
1968 год. Первомайская демонстрация в подмосковной Шатуре. Во главе колонны мебельного комбината – электрическая тележка болгарского производства, для перевозки детей, конечно же, не приспособленная
Фото: Из архива «Автопилота»
1 мая 1969 года. На улице Пушкина в подмосковном Серпухове формируется колонна работников ВНИИМотопрома. Предприятие разрабатывало и выпускало малокубатурные двигатели, что и отражено на инсталляции, закрепленной на мотоцикле с коляской
Фото: Из архива «Автопилота»
Фото: Из архива «Автопилота»
Котлас. 7 ноября 1974 года. В авангарде колонны демонстрантов – автолесовоз Т-130, выпущенный на Соломбальском машиностроительном заводе в Архангельске. Котласлаг перестал существовать в 1953 году, но лесозаготовка и деревообработка и по сей день профильные для региона отрасли
Фото: Из архива «Автопилота»
1970-е годы. Первомайская демонстрация в Самарканде Узбекской ССР. Автомобили – УАЗ-469
Фото: Из архива «Автопилота»
Середина 1970-х. Живые куры в инсталляции птицефабрики «Центральная» города Владивостока. Инсталляция сооружена в кузове грузовика ГАЗ-52 или ГАЗ-53. Надеемся, как пишут в титрах, «в процессе демонстрации ни одна птица не пострадала»
Фото: Из архива «Автопилота»
Первомайская демонстрация середины 1970-х на Комсомольской набережной в Риге. Микроавтобус RAF-980 местного производства везет на крыше макет самолета Ил-18, выпускавшегося в Москве
Фото: Из архива «Автопилота»
1975 год. Первомайская демонстрация в Кирово-Чепецке. Впереди колонны – задрапированный УАЗ-452Д, прозванный в народе «Головастиком»
Фото: Из архива «Автопилота»
Первомай 1981 года в Тольятти. На снимке – члены Спортивно-технического клуба ВАЗа
Фото: Из архива «Автопилота»
Александр Папешин