Двенадцать признаков живого
Биологический музей визуализировал лабораторные исследования ИФХЭ РАН
В павильоне 31 на ВДНХ (бывший павильон «Геология») проходит выставка «12 признаков живого» Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. Лабораторные исследования биоэлектрохимии живой клетки, проведенные в Институте физической химии и электрохимии им А. Н. Фрумкина (ИФХЭ) РАН, визуализированы в экспонате, объясняющем третий признак живого объекта — раздражимость, или способность реагировать на внешние воздействия.
О чем ропщет фикус?
Арт-объект «Ропот» создан творческим дуэтом Gray Cake — выпускником МИФИ Александром Сереченко и выпускницей школы имени Родченко Екатериной Пряничниковой. Художники задумались, как же так: раздражимость является одним из обязательных признаков живого объекта, однако растения как бы им не обладают.
У растений, конечно, нет нервной системы, но у них имеется механизм, позволяющий им реагировать на раздражители. В ответ на световое воздействие из-за обмена ионами между внутренней и внешней частями клеток растения на клеточной мембране возникает электрический потенциал. Он нужен, чтобы простимулировать определенные реакции; например, подсолнечник поворачивается к источнику света.
Объясняет художник, основатель Science Art группы 18 apples, кандидат биологических наук Ипполит Маркелов: «Инсталляция представляет собой модель эксперимента, в рамках которого были зафиксированы изменения вольт-амперных характеристик клеток растения в ответ на световой стимул. Данные электрических потенциалов стали основой для речевого синтезатора».
При включении света речевой синтезатор начинает работать, и фикус словно лепечет на своем непонятном языке.
Рассказывает заместитель директора ИФХЭ РАН по научной работе, заведующий лабораторией биоэлектрохимии ИФХЭ РАН, доктор физико-математических наук Олег Батищев: «У человека и животных на любое внешнее воздействие возникает отклик в виде электрических сигналов, которые распространяются по нервным волокнам. В результате, например, мы отдергиваем руку при прикосновении к горячей поверхности.
Растения на клеточном уровне тоже реагируют на свет или изменение влажности среды. При этом изменяется обмен солями (точнее, ионами солей) между наружными и внутренними частями клетки, и на клеточной мембране возникает электрический потенциал, который может распространяться вдоль растительного волокна. Этот отклик очень похож на то, что происходит у животных.
Эти электрические отклики можно зафиксировать с помощью электроизмерительных приборов. Возникающие токи зависят от интенсивности света и от его спектра. Таким образом растения реагируют на изменение окружающей среды, что можно представить как некую аналогию раздражимости у животных.
Наш эксперимент по фиксации потенциалов в мембранах растений стал основой для этого арт-объекта».
Другие объекты выставки
Инсталляция Марины Алексеевой «Нас все больше» иллюстрирует признак №9 — «размножение» — и состоит из четырех черных перископов, в которых на заднем стекле демонстрируется короткий мультфильм. Перископы установлены напротив флорариума, и зрителю кажется, что рисованные существа рождаются из листьев тропических растений.
Для признака №9 — «обмен веществ» — в рентгеновских лучах был запечатлен процесс глотания.
Арт-объект для визуализации признака №12 — «рост и развитие» —представляет собой эффектный видеофильм о росте кристаллов ментола на теле человека, транслируемый на трех экранах.
Для признака №2 — «живой организм — открытая система» — художником Николаем Голиковым создана инсталляция «Иллюзия вечности». В аквариуме, установленном в затемненном помещении, личинки жука-зофобаса с хрустом (этот звук снимается контактными микрофонами с каждого куска пенопласта и объединяется, создавая многоканальный звуковой ряд) грызут пенопласт. Пенопласт в живой природе не перерабатывается и сохраняется на века. Однако в пищеварительной системе этих жуков живут бактерии, которые могут этот пенопласт разлагать.
Затемненное помещение и хруст, лепечущее на своем языке растение — экспонаты выставки опираются на строгие научные данные, но обращаются не только к сознанию, но и к эмоциям. Инсталляции призывают не только понимать, но и чувствовать. Таким образом, вся выставка становится единым объектом science-art.