Буханки поднимаются
В расширение воронежского хлебозавода №7 вложат 2 млрд рублей
Агрохолдинг «Стойленская нива» намерен вложить 2 млрд руб. в расширение АО «Хлебозавод №7» в Воронеже, увеличив производство в три раза до 150 т продукции в сутки, что может вывести предприятие в лидеры регионального рынка. Инвестпроект стал продолжением сделки по покупке в 2020 году «Стойленской нивой» ряда хлебозаводов в Воронеже у бизнесмена Валерия Чешинского: обновленное предприятие должно заместить мощности других объектов, площадки которых привлекательны для застройки. Хлебопекарные инвестпроекты сейчас могут замедляться из-за сложностей с поставкой зарубежного оборудования. Однако в Минпромторге считают, что отечественные производители могут обеспечить пекарей своим оборудованием.
Подробности предстоящего расширения хлебозавода на улице 45-й Стрелковой Дивизии в Воронеже стали известны по итогам вчерашней встречи гендиректора предприятия Георгия Эдишерашвили с губернатором Александром Гусевым. В проект планируется вложить почти 2 млрд руб., максимальная мощность производства может увеличиться в три раза до 150 т хлебобулочной продукции в сутки (ранее составляла 30 т, впоследствии была увеличена до 50 т). В результате, как указывали ранее источники «Ъ-Черноземье» в отрасли, предприятие может занять 60% рынка хлебобулочных изделий в Воронежской области.
Как сообщил в своем Telegram-канале господин Гусев, власти рассчитывают на создание в результате инвестпроекта 370 рабочих мест, а возможные налоговые поступления от него оценивают в 2,4 млрд руб. «Со своей стороны мы поддержим развитие предприятия — это и льготы по налогу на имущество, и получение субсидии на возмещение затрат на присоединение к электрическим сетям»,— подчеркнул губернатор.
По данным «Ъ-Черноземье», в рамках расширения планируется увеличить производственную площадь на 5 тыс. кв. м за счет возведения трехэтажной пристройки. Также анонсирована установка трех новых линий и замена двух существующих линий формового хлеба и батонов на оборудование большей мощности. В итоге объем реализации продукции предприятия должен составить до 3,3 млрд руб. в год. В сутки планируется производить 25 т тостового хлеба, 20 т подового хлеба и 20 т «мелкоштучной продукции». Срок окупаемости инвестпроекта оценивается в пять лет.
Предприниматель Валерий Чешинский продал свой хлебный бизнес в Воронежской области московскому агрохолдингу «Стойленская нива» осенью 2020 года. Покупатель изначально планировал закрыть купленные у конкурента производство комбикорма, хлебную базу, мельницу и шесть хлебозаводов, а седьмой реконструировать и расширить, чтобы он один закрывал больше половины потребностей местного рынка. Три освободившиеся площадки в центре Воронежа могут быть проданы под застройку, одну из них (на улице Фридриха Энгельса) уже активно осваивает один из крупнейших местных девелоперов — «Выбор».
АО «Хлебозавод №7» зарегистрировано в 1997 году. Уставный капитал — 1 млн руб. В 2021 году выручка предприятия составила 782,2 млн руб. (годом ранее — 635 млн руб.), чистая прибыль — 16,3 млн руб. (в 2020-м — 16,6 млн руб.).
В течение 2021 года в АО «Хлебозавод №7» переносили мощности по производству формового хлеба с также купленного «Стойленской нивой» у господина Чешинского АО «Хлебозавод №2» на улице Полины Осипенко в Воронеже. После завершения этого процесса, по информации «Ъ-Черноземье», второе предприятие, где работают почти 400 человек, остановит выпуск продукции.
Ключевыми проблемами российского хлебопечения после введения в 2022 году западных санкций стали рост затрат на сырье, оборудование, упаковку и логистику, говорят эксперты. Вопрос закупки импортного оборудования для хлебопеков стоит не так остро, как для других отраслей АПК, однако тоже осложняет реализацию инвестпроектов. Сейчас Минпромторг прорабатывает предложения Российской гильдии пекарей и кондитеров, среди которых — обнуление ввозных пошлин на полтора-два года для оборудования и упаковки, которые не имеют отечественных аналогов.
По оценке президента Российского союза пекарей Алексея Лялина, в 2023 году для отечественных предприятий ожидается «пик проблем», если процесс настройки или приобретения импортного оборудования будет заморожен.
Впрочем, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Мария Елкина ранее отмечала, что российские производители могут обеспечить пекарей оборудованием для всего цикла производства хлебобулочных изделий. С ней согласен и генеральный директор Шебекинского машиностроительного завода Денис Минькин: по его словам, российские заводы могут автоматизировать свое производство с помощью отечественных технологий.