Израиль меняет премьера и идет на выборы
Нафтали Беннет и Яир Лапид объявили о досрочном роспуске Кнессета
На фоне политического тупика премьер-министр Израиля Нафтали Беннет и глава МИДа Яир Лапид объявили о решении распустить Кнессет, фактически дав старт новой избирательной кампании. Пятые за три с половиной года парламентские выборы, скорее всего, состоятся в конце октября. Лидер оппозиции и бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху надеется вновь вернуться к власти. Пока же до выборов правительство возглавит господин Лапид, который за последние месяцы стал наименее приемлемым для Москвы израильским политиком.
«Мы сделали все возможное, чтобы сохранить правительство, мы перевернули каждый камень. Решение распустить парламент является правильным для Израиля. Лапид возглавит кабинет министров в соответствии с установленным порядком»,— заявил в понедельник вечером премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. Он пообещал сделать все, чтобы его сменщик добился успеха. В свою очередь, Яир Лапид поблагодарил уходящего премьер-министра за то, что тот «поставил интересы страны выше личных интересов». Законопроект о самороспуске Кнессета может быть вынесен на голосование уже в следующий понедельник. Вероятной датой пятых за три с половиной года парламентских выборов израильские СМИ называют 25 октября. Избирательная кампания продлится чуть дольше обычного из-за еврейских праздников.
Нафтали Беннет войдет в историю как премьер-министр Израиля, который занимал этот пост наименьший срок. До этого он стал не только первым религиозным главой правительства, но и первым лидером партии, получившим пост премьера, имея всего шесть депутатских мандатов в Кнессете.
Правительство Беннета приняло присягу в середине июня прошлого года, положив конец 12 годам беспрерывного правления лидера правой партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху. Состав нового правительства оказался уникальным — в него впервые вошла арабская партия РААМ Мансура Аббаса, а также идеологические противники — правые партии «Наш дом Израиль» во главе с Авигдором Либерманом и возглавляемая господином Беннетом «Ямина», представляющая интересы поселенческого движения, и левые — «Авода» и «Мерец». Скрепили эту политическую мозаику центристские партии «Йеш Атид» и «Кахоль-Лаван». Единственное, что их всех объединяло,— желание сместить Биньямина Нетаньяху. Покидая свой пост, господин Нетаньяху пообещал свалить новое правительство при первой возможности, чем оппозиция и занималась последний год.
Апофеозом стало прошедшее в Кнессете в начале июня голосование о продлении срока действия закона о распространении израильской юрисдикции на еврейских поселенцев, живущих в Иудее и Самарии (оккупированная территория Западного берега реки Иордан). Закон был принят после Шестидневной войны 1967 года и продлевался каждые пять лет. Но в этот раз закон не прошел. Оппозиция, состоящая из религиозных и правых партий, которые идеологически близки поселенцам, из соображений внутриполитической борьбы проголосовала против закона. В то же время входящие в правительственную коалицию представители левых и арабской партии вынужденно поддержали закон, но за исключением двух человек. Двух отказников стало достаточно, чтобы коалиции не хватило голосов. Было очевидно, что ситуация при следующем голосовании не изменится. В то же время депутат партии «Ямина» Нир Орбах пообещал, что не будет голосовать вместе с коалицией до тех пор, пока закон об юрисдикции в Иудее и Самарии не будет продлен. Таким образом у коалиции в перспективе оставалось только 59 мандатов из 120. И Нафтали Беннет не стал дожидаться момента, когда ему укажут на дверь, а решил уйти сам. Кроме того, роспуск Кнессета позволяет автоматически продлить действие закона на пять месяцев и избежать юридического вакуума для поселенцев.
«Мне стало ясно, что нет шансов избежать серьезного ущерба нашей безопасности и конституционного хаоса»,— подчеркнул, объявляя о своем решении распустить Кнессет, Нафтали Беннет.
«Он хочет, чтобы его помнили как человека, который отдал все, что мог, чтобы объединить Израиль и положить конец периоду политического паралича. И он хочет, чтобы его запомнили как человека слова; он придерживался своего соглашения с Лапидом и обеспечил упорядоченную передачу власти — так непохожую на ту, что была у его предшественника Нетаньяху»,— прокомментировала решение премьер-министра израильская газета «Гаарец».
Напомним, что частью условий формирования коалиции стал принцип ротации. Планировалось, что два года премьер-министром будет Нафтали Беннет, а затем его сменит Яир Лапид, который и был главным создателем коалиции, но уступил право первым возглавить правительство, поняв, что не сможет сформировать правительство только из левых и центристских партий. Оговаривалось, что в случае досрочного роспуска Кнессета, господин Беннет также передаст свой премьерский пост. Правда, в отличие от договоренностей годичной давности, в понедельник было решено, что, став премьер-министром, Яир Лапид сохранит за собой пост главы МИДа, а Нафтали Беннет не будет переведен на министерскую должность — вместо этого он станет вице-премьером, отвечающим за иранское досье.
Решение Нафтали Беннета стало сюрпризом для многих в коалиции. Еще накануне Яир Лапид был настроен на сохранение правительства. Теперь его цель — успешная избирательная кампания, чтобы не позволить вернуться во власть Биньямину Нетаньяху. Опросы общественного мнения показывают, что «Ликуд» — по-прежнему самая популярная партия в Израиле. Неслучайно господин Нетаньяху назвал «замечательной вестью для миллионов израильтян» предстоящий роспуск Кнессета и пообещал создать «широкое национальное правительство». Однако не факт, что господин Нетаньяху и его политические союзники смогут набрать необходимое для формирования кабинета министров число депутатских мандатов.
Впрочем, еще более неопределенно будущее партий, входящих в нынешнюю правящую коалицию. Согласно опросам, многие из них просто не пройдут электоральный барьер. Хотя прогнозировать в реалиях израильской политической жизни в принципе очень непросто. В любом случае избирательная кампания предстоит интересная.
Помимо политической борьбы Яиру Лапиду предстоит решать проблемы в сфере безопасности, а также роста стоимости жизни, что он и обозначил, выступая в понедельник. Важным для господина Лапида станет и первый визит президента США Джо Байдена в Израиль, который намечен на середину июля. Хотя от смены премьеров на этом направлении, как и в целом во внешней политике Израиля ничего не поменяется. За исключением одного нюанса — как сложится общение между новым израильским премьер-министром и президентом России Владимиром Путиным. Нафтали Беннет за короткий срок пребывания во власти дважды встречался с российским лидером — в октябре, когда состоялось их знакомство и, как утверждают израильские СМИ, возникла взаимная симпатия, а также в марте, когда израильский премьер пытался посредничать между Москвой и Киевом. С Яиром Лапидом российским властям будет сложнее. С одной стороны, став министром иностранных дел, он быстро нашел общий язык с российским коллегой Сергеем Лавровым, но после начала «специальной военной операции» на Украине стал, пожалуй, самым ярым критиком действий Москвы среди израильских политиков первого эшелона, чем вызвал негодование МИД РФ.