Еле «Елисей»
Александр Оглоблин закрыл почти все супермаркеты в Екатеринбурге
Бизнесмен Александр Оглоблин закрыл почти все супермаркеты «Елисей» в Екатеринбурге, сократив количество магазинов с 22-х в 2019 году до одного в июне 2022-го. Сейчас он намерен развивать имеющиеся у него гастрономы и фабрику-кухню. По мнению экспертов, региональные сети не выдерживают конкуренции с федеральными, в том числе из-за отсутствия финансовой возможности работать в формате жесткого дискаунтера. Аналитики полагают, что тренд на закрытие магазинов региональных сетей сохранится, а бизнес в ряде случаев будет переориентирован на сдачу помещений магазинов в аренду.
В Екатеринбурге остался один магазин торговой сети «Елисей» на улице Шейнкмана, 7, а также четыре гастронома «Елисейский». Еще в конце прошлого года в городе работало семь супермаркетов, а в 2019 в уральской столице насчитывалось 22 точки. Как ранее объяснял владелец сети Александр Оглоблин, он закрывает супермаркеты из-за их низкой рентабельности и высокой конкуренции дискаунтеров.
«Фактически у нас осталось четыре гастронома — магазин "Елисей" на улице Юмашева мы считаем гастрономом, потому что продукты готовятся на месте, и там представлен расширенный ассортимент, а также остался небольшой магазинчик на Шейнкмана, 7»,—рассказал «Ъ-Урал» господин Оглобин. Отметим, что помещение супермаркета на Бажова, где ранее работал «Елисей», бизнесмен сдал в аренду сети «Монеточка». Оставшиеся помещения, которые находятся в собственности, компания также сдала в аренду.
По словам бизнесмена, сейчас он намерен сосредоточиться на работе гастрономов «Елисейский» и фабрике готовой еды «Фабрика еды Гебо» (производит еду для федеральных сетей). Кроме того, Александр Оглоблин в конце прошлого года приобрел франшизу «Бара здоровых привычек», проект также развивается в рамках гастрономов.
«Несмотря на все кризисы и спецоперации, есть тренд питаться правильно. Можно самим (производителям) пытаться придумывать рецептуру, экспериментировать, смотреть, что продается, что нет, а можно было воспользоваться готовым и успешным проектом, что мы и сделали»,— добавил господин Оглоблин.
«Елисей» является сетью розничных магазинов формата «у дома» с собственным производством. Первый магазин торговой сети был открыт в 2000 году (был закрыт в 2021 году). В состав группы компаний «Елисей» входят: гастрономы «Елисейский», пивоварня «Eliseeff» (действует с 2014 года), производственное предприятие «Фабрика еды Гебо» (открыто в 2015 году).
Участники рынка отмечают, что из-за высокой конкуренции с федеральными игроками рынок регионального ритейла может опустеть.
«Рынок ритейла безумно конкурентный и там без сильной команды, больших инвестиций, собственного IT не вытянуть. Надо либо вкладывать в развитие несколько миллиардов, либо брать франшизу и заниматься ее развитием»,— считает владелец уральской сети супермаркетов «ЖизньМарт» Иван Зайченко.
По мнению инвестиционного стратега «БКС Мир инвестиций» Александра Бахтина региональные сети не выдерживают конкуренции с федеральными сетями по целому ряду причин. «За счет эффекта масштабов, за счет возможностей получить скидки от оптовиков, и, соответственно, сократить расходы, федеральные сети выигрывают у более мелких сетей в рентабельности и постепенно замещают их на региональных рынках. Полагаем, что этот тренд будет продолжаться. Региональные сети будут постепенно отказываться от нерентабельных точек и форматов, при этом в ряде случаев, переориентируясь на получение прибыли с арендных платежей»,— рассказал он.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что сейчас крупные региональные ритейлеры активно развивают формат жестких дискаунтеров, однако для сетей с выручкой несколько миллиардов рублей и меньше это слишком сложный и инвестиционно-емкий проект.